03.03.2009 04:00
    Поделиться

    Лидеры Евросоюза не нашли денег для спасения экономик стран Восточной Европы

    Европа пока останется единой - таков основной вывод, который можно сделать по итогам завершившегося в Брюсселе экстренного саммита ЕС. Однако как долго лидеры Евросоюза сохранят общий подход к борьбе с мировым кризисом, неизвестно.

    Саммит показал, что большинство руководителей Европы куда больше волнует состояние их собственных национальных экономик, чем судьба единого экономического пространства. И если найти "общий язык" лидерам Евросоюза на встрече еще удалось, то найти общие деньги для спасения гибнущих экономик Восточной Европы им оказалось не под силу.

    Предсказания премьера Венгрии Ференца Дюрчаня о том, что континент может разделить уже "не железный, а золотой занавес", отчасти оправдались. Если подвести сухой остаток брюссельского саммита, то он выглядит так: единой программы помощи для Восточной Европы принято не будет. Ускоренного вступления государств-новичков ЕС в еврозону в ближайшем будущем также не предвидится. Хотя в качестве "пряника" Еврокомиссия обещала странам, понесшим наибольшие потери от кризиса, финансовую помощь в индивидуальном порядке.

    В то же время Брюссель предупредил: выделение таких средств потребует выполнения ряда дополнительных условий. Некоторые из них уже озвучены - сокращение бюджетных расходов, реорганизация экономики. В Литве и Эстонии попытки реализовать эти меры на практике уже привели к росту напряженности в обществе, а в Латвии - к падению правительства. Можно не сомневаться, что чем сильнее чиновники в пострадавших от кризиса восточноевропейских государствах будут "закручивать гайки" ради получения денег от ЕС, тем меньше у них шансов усидеть в своих креслах. Но предложение лидеров Восточной Европы разорвать этот замкнутый круг выделением региону масштабных - более 200 миллиардов евро - дотаций не нашло понимания в Брюсселе.

    Второй вывод, который можно сделать из итогов саммита: и без того не слишком дружные и "единые" европейские руководители в условиях кризиса потеряли былую политкорректность и не слишком стеснялись в выражениях, обсуждая экономические проблемы. Досталось всем - президенту Франции Николя Саркози припомнили, что тот добивался выделения дотаций от Евросоюза для автомобильной промышленности своей страны. Попытки Саркози объяснить любовь к автомобильным гигантам тем, что такие корпорации, как "Рено", имеют заводы в Восточной Европе, а значит, оказание им помощи отвечает интересам всех стран ЕС, были "освистаны". Парадокс заключается в том, что главным критиком французских инициатив выступила Швеция, правительство которой недавно выделило почти три миллиарда долларов для спасения "Вольво" и "Сааба".

    Досталось и премьеру Великобритании Гордону Брауну за "финансовый протекционизм" в банковской сфере. Речь идет о создании государственного банка, которому перейдут все плохие долги, и о решении ряда банков Британии, имеющих зарубежные филиалы, прекратить в них операции. Масла в огонь подлили руководители Восточной Европы, которые от уговоров перешли к мягким ультиматумам, призванным заставить европейских грандов раскошелиться. Иначе, по словам премьера Венгрии, Европу ждут политическое напряжение и иммиграционный прессинг. Принятые в Брюсселе решения демонстрируют не столько единство Европы, сколько проявившуюся в условиях кризиса ее национальную разобщенность. Кризис добрался до фундамента Евросоюза - общего экономического пространства. Принятые участниками саммита итоговые заявления носят общий характер и, по сути, откладывают принятие конкретных мер внутри ЕС до завершения антикризисной встречи "двадцатки" в Лондоне.

    Даже обещание председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Дуран Баррозу, что "правила единого европейского рынка будут соблюдаться и Еврокомиссия обеспечит их сохранность", выглядят не слишком обнадеживающими. В конце концов договоренность лидеров ЕС воздерживаться от протекционистских мер внутри сообщества представляет собой не более чем рекомендацию, которая может быть нарушена в зависимости от экономической обстановки.

    Неудивительно, что всех участников саммита обрадовала информация о запланированном на начало апреля приезде в Чехию президента США Барака Обамы. В Праге он встретится с руководителями государств Евросоюза. Очевидно, речь пойдет не только о размещении в регионе элементов ПРО, но и о той финансовой помощи, которую Вашингтон может оказать Восточной Европе.

    Участники встречи в Брюсселе не стали обсуждать ситуацию в государствах на постсоветском пространстве. Единственное заявление по этому поводу сделал премьер председательствующей в ЕС Чехии Мирек Тополанек. Он обещал Украине поддержку со стороны единой Европы, но "только в рамках Международного валютного фонда". А его денег на спасение всех попавших в "финансовую яму" стран, как известно, не хватит.

    Поделиться