Новости

03.03.2009 01:00
Рубрика: Экономика

Кому и как помогать

Антикризисные меры могут вызвать "эффект модернизации"
Текст: Лев Фрейкман (эксперт Института экономики переходного периода)

Кризис, в принципе, может значительно ускорить процессы перераспределения ресурсов в пользу более эффективных предприятий, способствовать замене неэффективных собственников и менеджеров. Но ход этого процесса зависит во многом от эффективности осуществляемых государственных программ антикризисной поддержки экономики, то есть от того, кто в конечном итоге получает основные выгоды от государственной помощи. С точки зрения долгосрочной экономической стратегии, эффективная господдержка должна быть структурирована таким образом, что основные выгоды достаются относительно более эффективным предприятиям, способным расширить свою долю на рынке и привлекать дополнительные ресурсы. Тем самым ускорятся процессы естественного отбора конкурентоспособных предприятий. Реализуемые пока в России антикризисные меры в недостаточной степени учитывают долгосрочные эффекты предоставляемой господдержки на рост конкурентоспособности предприятий, превалирует желание "помочь всем". При этом значительный объем ресурсов был израсходован на поддержку существующих собственников крупнейших компаний.

Иными словами, с точки зрения повышения долгосрочной конкурентоспособности, нецелесообразны некоторые заявленные меры и подходы. Например, поддержка фондовых рынков. Эта мера является фактическим субсидированием нынешних собственников компаний и напрямую не связана с их усилиями по повышению эффективности производства.

Сокращение налогов на потребление (НДС, тарифы на потребительский импорт), не позволяет различить между более и менее эффективными предприятиями, оно в равной мере помогает всем. Более эффективной мерой могло бы стать снижение налогов на прибыль, налоговые льготы на инвестиции, на закупки оборудования), при которых льготы достаются предприятиям, осуществляющим инвестиции.

Безусловное предоставление федеральной помощи бюджетам субъектов Федерации - риск, связанный с такой мерой, состоит в том, что бюджетные средства могут быть использованы субъектами для субсидирования нежизнеспособных предприятий, как это и происходило в 90-е годы. Более эффективная мера - федеральное софинансирование социальных и инвестиционных программ регионов.

Бесконтрольная и безусловная накачка банков деньгами, которые не проходят в реальный сектор, а лишь увеличивают отток капитала. Меры будут более эффективны, если использовать наработанные в международной практике меры контроля. Например, предоставление кредитных линий (средства выдаются банкам на рефинансирование конкретных вновь выделенных кредитов, а не авансом), увязка помощи банкам с реструктуризацией их кредитов реальному сектору и со списанием ими плохих долгов предприятий. Отметим, что ряд антикризисных мер при правильном использовании дают значительный "эффект модернизации". К ним относятся меры по стимулированию конечного спроса, в т.ч. на основе расширения госзакупок, по сокращению потребности предприятий в оборотных средствах и, следовательно, в кредите. К наиболее очевидным направлениям действий в данном направлении относится ускорение возврата НДС экспортерам, ускорение таможенных процедур и снижение их стоимости, ускорение процедур, касающихся выдачи разрешений на строительство, землеотвод, сертификацию импортного оборудования и т.п.

 

Экономика Макроэкономика Экономика Финансы Налоги Финансовый кризис в России