Заложив в ломбард любимый мобильник, купленный год назад за 20 тысяч рублей, вы получите тысячи две, не больше. А через месяц, чтобы забрать его назад, придется заплатить уже 2300 рублей (200 процентов годовых). Несмотря на сомнительную выгоду этой операции, с началом кризиса желающих воспользоваться услугой ломбарда стало больше на 15 процентов.
Во всяком случае, о таком приросте сообщил корреспонденту "РГ" президент некоммерческого объединения "Лига ломбардов" Михаил Унксов. Однако аналитик компании ИК "Финам" Юлия Голышева считает, что эта цифра занижена. В реальности можно говорить уже о 20-22 процентах роста. Эксперты считают, что это "пополнение" формируется из тех, у кого уже есть невыплаченные кредиты, и тех, кто за последние месяцы лишился работы. Взять кредит в банке в таких случаях нелегко.
В ломбарде же все просто - сдал бабушкино кольцо и получил деньги сразу. Но за эту простоту приходится платить - проценты по банковскому кредиту 17-22 процентов в год, в ломбарде - 12-15 процентов "капают" за месяц. Цифра сумасшедшая, поэтому довольно часто оказывается, что подарить золотое колечко ломбарду выгоднее, чем выкупить его. Но надежда все же сохраняется.
За тот же мобильник молодой человек с табличкой "куплю телефон" на шее посулил корреспонденту "РГ" те же 2000 рублей, что и в ломбарде. Только без всяких шансов вернуть его назад.
Кстати, Михаил Унксов советует не пользоваться ломбардами, которые требуют за свои услуги по 30 процентов за месяц. Это и при обычной ставке достаточно прибыльный бизнес: доходы среднего ломбарда Юлия Голышева оценивает в 350-380 тысяч долларов. Примерно столько денег приносит один браконьерский рейс краболовного судна. Но в море риска больше. Эксперт считает, что легальный и сравнительно безопасный ломбардный бизнес будет расти до тех пор, пока в экономике "наблюдается нестабильность".
Интересно, что количество ломбардов при таких доходах почти не растет - их в стране около 4000.
Распространено мнение, что услугами ломбардов пользуются только те, кто продул все деньги в казино и игровых автоматах. Михаил Унксов спорит с этим утверждением: "В ломбард ходят 10 процентов российских семей, а страстью поиграть в рулетку одержимы только 0,01 процента населения. Считайте сами".
Большинство клиентов ломбардов - люди среднего возраста, от 35 до 50 лет, относящиеся к среднему классу. Работники московских ломбардов, правда, говорят, что в последнее время стали заходить богатые люди с очень дорогими вещицами. Пенсионеров среди клиентов не больше 5 процентов - люди "старой закалки" настороженно относятся к таким заведениям. Сдать в ломбард можно все что угодно: и автомобиль, и часы, и даже мебель. Но чаще всего туда несут ювелирные изделия. Они составляют более 90 процентов залоговых вещей.
"В советские времена "ювелирку" оценивали как лом, по единой цене, - рассказывает Михаил Унксов. - Сейчас оценка проводится в соответствии с рыночной стоимостью вещи". Хотя понятно, что держать в ломбарде высоко профессионального оценщика - дело дорогое. Да и не всегда ломбарду выгодное. Поэтому гарантировать, что рыночная стоимость, объявленная в ломбарде, соответствует реальной ценности вещи, едва ли кто-либо сможет.
Есть и еще причина, по которой сумма займа часто не соответствует оценке изделия. "Если бабушка принесла колье, которое оценили в миллион, а ей нужно две тысячи до пенсии дотянуть, нет никакого смысла давать ей миллион, - говорит Михаил Унксов. - Но если ломбард отказывается оценить колье в миллион, а выдать(???) меньшую сумму, то он грубо нарушает права бабушки". Допустим, ломбард ограбят: если вещь была оценена в миллион, бабушка, хоть и лишится колье, но деньги за него получит. А если оценили в две тысячи, то уж тут ни драгоценности, ни денег.
С 1 января 2008 года вступил в силу закон, регулирующий деятельность "ростовщических" организаций. Он обязал "ломбардистов" хранить и не продавать вещь в течение месяца после того, как истек срок выкупа. Запретил выдавать кредиты. Но при этом теперь ломбарды могут хранить тайну о своем клиенте. Некоторые эксперты полагают, что таким образом создается благодатная почва для продажи краденого.