Рост цен на продукты питания - серьезнейшая социальная проблема для властей, но это и проблема для бизнеса. В эти дни государство выдвигает разрозненный набор мер административного характера, направленных на удержание цен, а бизнес сокращает производство и продажи, сталкиваясь с давлением государства, падением потребительского спроса и отсутствием оборотных средств. Как долго будет раскручиваться эта спираль, не знает никто.
Набор предложенных государством мер трудно классифицировать, потому что это именно "хватание за все рычаги" - авось какой сработает - но мы попробуем. В фарватере идет минсельхоз, который вместе с двумя профильными НИИ сформулировал методику определения так называемых экономически оправданных цен. Даже при беглом осмотре выясняется, что это реставрация старой идеи: вычленить из прибыли маржу и ограничить ее некоторой произвольной цифрой. "В соответствии с методикой для расчетов индикативных цен на основные виды социально значимых продуктов питания планируется использовать данные годовой бухгалтерской отчетности, ежемесячные данные Росстата о ценах на реализуемую сельхозпродукцию, об индексах цен на материальные ресурсы, используемые в АПК", говорится в сообщении ведомства. Эти цены, по задумке, должны стать базой в переговорах местных властей с торговцами и производителями.
Но такие переговоры власти уже ведут, не дожидаясь методики, и это есть комплекс мер номер два. Иногда губернатор, мэр или глава района просто собирают торговцев и "предлагают" им ограничить торговую надбавку: в Ставрополе, например, всего двумя процентами. Но чаще действуют еще проще, предлагая установить фиксированные цены вне зависимости от издержек торговца: на чем хочешь, на том и делай маржу. Если верить сведениям из регионов, соглашаются все, и это неудивительно. Ведь такие предложения пока не делают крупным сетевикам, они обращены "ларечникам" и локальным сетям магазинов, а эта публика целиком зависит от местной власти, будь то величина арендных ставок или частота проверок. И если в Москве хотя бы обещают снизить арендную плату, в регионах, если верить участникам рынка, бонусов не предлагают.
Альтернативы нет у бизнеса, и он наклеивает на товар желтые этикетки, сигнализируя о снижении цены, но нет ее и у властей - как иначе ограничить цены, они попросту не знают. Планы строительства социальных магазинов, озвученные во Владивостоке, скорее всего, планами и останутся: и ресурсов на это нет, и понимания, на каких основах строить этот бизнес, тоже.
Наконец, третья группа мер заключается в выявлении "злоупотреблений монопольным положением", и активность ФАС нарастает. Так, управление ФАС по Коми начало проверку хлебного и молочного заводов, сочтя их цены необоснованно завышенными.
Столкнувшись с административным давлением, ощутив снижение покупательной способности, торговцы стараются сузить ассортимент, исключив из него дорогие, и прежде всего импортные товары. Часто "не торговать дорогим" прямо требуют и чиновники. Во многих регионах потребители жалуются на запустение полок. Нетрудно понять, что снижение оборота - вещь, которая перекинется на производителей. Они уже говорят о долгах торговцев перед ними. Помимо схлопывания сбыта (масштабы которого пока не нужно преувеличивать) производители сталкиваются с невозможностью пополнять оборотные средства, что еще серьезнее. Повсеместно участники производственных цепочек переходят на предоплату, и хуже всего - производителям в начале цепочек, которым не к кому обратить свои риски.