Новости

03.03.2009 04:05
Рубрика: Экономика

За тонированным стеклом

Таксисты просят навести порядок на рынке извоза

Большая часть таксомоторных перевозок - в "тени". По мнению легальных таксистов и представителей контролирующих органов, справиться с хаосом поможет лицензирование этого вида деятельности.

ТАКСИкомания

По подсчетам местного Союза перевозчиков, в Воронеже только пять процентов такси работают официально. Остальной "автопарк" (около 10 тысяч машин) - на нелегальном положении. Им не приходится ежемесячно платить около 1100 рублей налога, все доходы идут исключительно в свой карман. Таким образом, городская казна недополучает порядка ста миллионов рублей в год.

По словам председателя комитета облдумы по предпринимательству Евгения Китаева, проблема не ограничивается упущенной бюджетной выгодой:

- Мы не знаем ни о квалификации водителей, ни о техническом состоянии таксомоторов (согласно правилам, они должны проходить техосмотр два раза в год). Пассажиры, которые садятся в такие машины, подвергаются опасности. К тому же легальные фирмы находятся в менее выгодном положении, чем их "теневые" конкуренты, поскольку платят налоги, предоставляют соцпакеты работникам, оплачивают аренду помещений и коммунальные услуги.

Финансовое положение легальных фирм медленно, но верно ухудшается. По словам таксистов, количество заказов в течение нескольких месяцев резко сократилось. Чтобы "стимулировать" спрос, они вынуждены снижать расценки за вызов машины.

"Бомбилы", как их называют в народе, заполонили Воронеж. На местном интернет-форуме горожане, не стесняясь в выражениях, обсуждают тему "импровизированных" стоянок такси на остановках общественного транспорта. Из-за них водителям автобусов зачастую приходится высаживать пассажиров едва ли не на проезжей части.

Только пять процентов такси работают официально. Из-за деятельности "бомбил" городская казна ежегодно недополучает порядка ста миллионов рублей

Кстати, в Воронеже появился посреднический бизнес, связанный с легковыми перевозками. Некое лицо на частной квартире организовывает диспетчерский пункт и дает объявление: такси, номер телефона такой-то. На самом деле никакой фирмы нет: пункт оказывает информационные услуги "бомбилам" (один вызов - 30 рублей). Знакомая корреспондента "РГ" как-то вызвала такое такси, сообщив оператору, что собирается ехать на вокзал. Ей "подали" замызганную "копейку", водитель которой сурово отчитал женщину - дескать, она заранее не сообщила о крупногабаритной, по его мнению, клади. Оказалось, в "чудо-такси" неисправен багажник...

Шашечки наголо

О том, какой хаос творится на рынке таксомоторных перевозок, можно судить по результатам рейда, проведенного ГИБДД в середине января. За два дня автоинспекторы зафиксировали более тысячи нарушений со стороны таксистов. Один водитель был пьян, у 39 - неисправные автомобили. Более 200 оштрафовали за стоянку в неположенном месте, 14 - за выезд на встречную полосу.

По словам замруководителя воронежского управления ФНС Петра Трубицына, в 2008 году было выявлено 72 автомобиля без таксометра и почти столько же - незарегистрированных в качестве такси. Специалисты наркоконтроля во время рейда задержали двух "одурманенных" таксистов. Кстати, чтобы не заполучить себе в штат таких горе-водителей, пять крупных воронежских фирм, занимающихся таксомоторными перевозками, подписали соглашение об обмене "кадровой" информацией.

Претензий к перевозчикам нет разве что у специалистов Роспотребнадзора. По словам замруководителя управления Игоря Михантьева, за несколько лет поступил лишь один "сигнал": потребитель пожаловался на опоздание машины.

Складывается парадоксальная ситуация. Проверкам подвергаются - и несут ответственность за нарушения - зарегистрированные фирмы. Нелегалы - вне поля зрения. По словам сотрудников Госавтонадзора и ГИБДД, поймать их за руку - трудновыполнимая задача. Завидев проверяющих, водители снимают "шашечки" - и сложно доказать, что они занимаются незаконным предпринимательством. Чаще всего нелегалы отделываются сторублевым штрафом за незаконную парковку.

Внимание, мотор!

Специалисты утверждают: участники рынка легковых перевозок "пустились во все тяжкие" после 2005-го, когда было отменено лицензирование этого вида деятельности. Аналогичная ситуация - не только в Воронеже. По словам госинспектора УГИБДД Владислава Ярцева, в Госдуму с законодательной инициативой о возобновлении лицензирования легковых перевозок обратились власти Кемеровской и Новосибирской областей.

Председатель Союза воронежских перевозчиков Андрей Смикалов считает, что в регионе (по примеру Краснодарского края) необходимо принять закон о такси. Однако в обладминистрации к этой идее относятся скептически.

- Мы проанализировали нормативные акты других регионов, - рассказывает замначальника отдела организации пассажирских перевозок облправительства Виктор Скляров. - Все приняты до вступления в силу 184-го федерального закона о разграничении полномочий. Согласно ФЗ, регулирование этого вида деятельности - вне нашей компетенции. Если мы примем региональный закон о таксомоторных перевозках, прокуратура его опротестует.

Изучить проблему и предложить способы ее решения должна рабочая группа, созданная при думском комитете по предпринимательству. В нее вошли бизнесмены, депутаты, сотрудники заинтересованных ведомств. Практика показывает: чтобы справиться с нелегальным бизнесом, требуется политическая воля и слаженная работа властей и контролирующих органов.

Прямая речь

Андрей Зоткин, депутат облдумы:

- У фирм, занимающихся таксомоторными перевозками, упала рентабельность. Однако повышать ее за счет ликвидации конкурентов считаю неправильным. Если говорить о безопасности перевозок и техническом состоянии транспорта, то перевозчики ремонтируют такси-иномарки не в официальных дилерских центрах, а в гаражах - силами частных механиков.

Дмитрий Крутских, руководитель городского управления организации пассажирских перевозок:

- На рынке таксомоторных перевозок необходимы четкие правила игры. От "теневой" конкуренции страдают добропорядочные фирмы, которые готовы развиваться, вкладывать средства в покупку подвижного состава, его сертификацию.

Юрий Гончаров, руководитель областной Торгово-промышленной палаты:

- На воронежском таксомоторном рынке работают машины из Орла. Люди прознали, что у нас хаос, и бросились зарабатывать деньги. Мы с перевозчиками не раз обсуждали проблему. Многие высказывали сожаление по поводу отмены лицензирования, которым раньше ведала транспортная инспекция. Тогда на рынке был относительный порядок. Необходимо принять региональный закон о таксомоторных перевозках и ужесточить наказания за нелегальный извоз. Власти должны выделить места под парковки. Это будет своего рода "сигнал" для потребителя: здесь такси, которые соответствуют всем требованиям и нормам.

P.S.

По мнению представителя облпрокуратуры Романа Коробкова, в ближайшее время в связи с массовым высвобождением рабочей силы (за два месяца уволено более семи тысяч воронежцев) количество таксистов-нелегалов увеличится: "Люди будут пытаться зарабатывать на жизнь извозом. Нам нужно сделать все возможное, чтобы направить этот процесс в законное русло". 

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж