03.03.2009 01:00
    Поделиться

    Крейг Барретт: Экономику России спасут передовые идеи и капиталовложения в инновации

    Экономику России спасут образование, передовые идеи и капиталовложения в инновации - таково мнение эксперта, чья абсолютная компетенция не вызывает сомнений даже в период развивающегося кризиса, - председателя совета директоров Intel Крейга Барретта.

    Это предположение он сделал на прошедшем недавно ежегодном Всемирном экономическом форуме в Давосе. Почему предположение? Потому, что если с образованием и передовыми идеями у нас более или менее, то вот с капиталовложениями в инновации - проблема.

    До финансового кризиса Россия могла не обращать внимания на такие показатели благодаря росту ВВП и наличию Стабфонда, который в кризисной ситуации мог сгладить финансовые провалы. Сейчас сырьевая подушка не спасает, а фонд советских производств и технологий себя исчерпал. Необходимость инвестиций в инновационные проекты возросла во много раз.

    Общаясь на днях с российской бизнес-элитой, президент ТПП РФ Евгений Примаков, подчеркивая особую ответственность предпринимательства в кризисный период, вдруг добавил: "Кризис явно обострил необходимость перевода России на инновационные рельсы. Это вопрос принципиальный, от него зависит будущее любой страны, выходящей из кризиса". И здесь он был хоть и неоригинален, зато сто раз прав. Он цитировал первоисточник: к этому высокотехнологичному прорыву призывали и премьер Владимир Путин, и президент РФ Дмитрий Медведев. Казалось бы, вслед за этим должны были последовать логичные, разумные и эффективные действия со стороны соответствующих госструктур, направленные на стимулирование "провисшего" звена - капиталовложений в инновации, а попросту - формирование индустрии венчурных инвестиций. Процесс вроде бы пошел полтора года назад, когда на рынке высокотехнологичных инноваций активизировались частные инвесторы, появились серьезные венчурные фонды, а государство учредило Российскую венчурную компанию. Однако сегодня картина стала меняться кардинально: в кризисный период многие частные венчурные фонды покидают российский рынок, а над государственными нависла угроза пасть жертвой усердной чиновничьей "бережливости".

    "Безотносительно того, что сейчас кризис и в стране трудно с деньгами, следует понять одно: без венчурного, посевного инвестирования инновационной экономики быть не может. Венчурное инвестирование рассчитано на помощь малым инновационным компаниям, находящимся на ранней стадии развития. Сами по себе они, как правило, не в состоянии обеспечить становление бизнеса. Поэтому это вопрос о том, нужна ли в принципе инновационная экономика России", - полагает глава СБАР Александр Каширин.

    Да, да, нет... Да!

    Венчурный бизнес очень рискованное дело, однако вложение в инновации - это стимулирование и развитие всей экономики страны. Япония на протяжении второй половины XX века занималась исключительно инвестированием в лучшие технологии - в итоге сегодня это единственная страна, где на протяжении длительного времени наблюдается небольшая дефляция, то есть постоянное укрепление национальной валюты.

    Очевидно, что такие внушительные экономические усилия не могут реализовываться отдельно от государства. Оно должно стимулировать и не бросать на произвол судьбы частных инвесторов, которые готовы вкладывать в инновации. Показательно, что наиболее внушительные успехи (7 венчурных фондов, 13 проинвестированных разработок из области высоких технологий) были достигнуты именно "прогосударственной" компанией Российская венчурная компания. "Частные инвесторы и компании готовы сегодня осуществлять рисковые проекты только при поддержке государства, а в условиях кризиса венчурное инвестирование в принципе может существовать только в форме частногосударственного партнерства", - объясняет этот кризисный феномен издатель журнала The Angelenvestor Давид Цителадзе.

    К тому же инвестировать надо не только в наиболее прибыльные IT-проекты, но и в необходимые для государственной безопасности оборонные технологии, ПО, системы безопасности, мобильные сервисы, новые материалы и телеком. Сегодня кредитные банковские схемы практически недоступны для малого и среднего бизнеса, не говоря уже о единоличном разработчике, который кроме идеи пока ничем не может похвастаться. Поэтому венчурные инвестиции сейчас - единственный способ для воплощения идей в реальность.

    Не надо забывать и о том, что венчурные фонды в процессе поддержки мелкого и среднего бизнеса дали рождение таким гигантам, как Microsoft, Intel, Google. Масштабы развития венчурного проекта практически неограниченны. Реальный потенциал многих идей сейчас может быть и неочевиден, но будет иметь грандиозные последствия в будущем. То, какое место в рейтингах инвестиционности, инновационности и прочих критериев развития займет Россия в ближайшей перспективе, зависит в основном от поддержки национальной венчурной индустрии.

    Поделиться