Музей Андрея Рублева пополнился уникальной коллекцией древнерусского искусства

В Музее Андрея  Рублева состоялась церемония передачи в дар коллекции древностей из собрания профессора Глеба Покровского. Эта частная коллекция никогда не выставлялась публично, и  это лишь одна из причин, почему ее нужно спешить смотреть.

 Глеб Александрович Покровский  - лауреат государственной премии РСФСР, профессор, доктор медицинских наук. В годы Великой Отечественной сражался на Ленинградском фронте, а с 1956 по 1972 год заведовал хирургическим отделением НИИ Скорой помощи им. Склифосовского.  Кроме практической деятельности Покровский занимался наукой, ему принадлежит более 230 научных трудов. По линии отца Покровский происходил  из семьи потомственных священнослужителей - его дед - иерей Федор Иванович Покровский был настоятелем храма Казанской иконы Богоматери в селе Юшта близ города Спасска Рязанской губернии.

Собирать иконы Покровский начал с 1958 года. Значительная часть икон и предметов прикладного искусства была получена в дар от благодарных пациентов, среди которых был, например, Святейший Патриарх Пимен. Тесная дружба связывала Покровского с известным художником и собирателем церковных древностей Павлом Дмитриевичем Кориным, который помогал Глебу Александровичу в его увлечении. За свою жизнь Глеб Покровский был знаком с тремя Патриархами - Алексием Первым, Пименом и Алексием Вторым. Последнего Покровский спас от гангрены после несчастного случая, когда его отказывались лечить другие врачи. В архиве семьи профессора  есть собственноручное благодарное письмо Алексия Второго.

После смерти профессора в марте 2008 года, его вдова Марфа Андреевна, с которой Глеб Александрович прожил более 50 лет, решила передать уникальную коллекцию в музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева с одним лишь условием - экспонаты должны быть неразделимы.

Собрание церковных древностей в коллекции Покровского - весьма разнообразно. Значительную его часть составляют иконы - около 140 произведений. Они отражают русскую иконописную традицию  с конца XII до начала XX века. Что примечательно, в большинстве своем иконы имеют оклады. Особенность коллекции Покровского и в том, что он применял антикварную реставрацию, ведь не все иконы попадали к коллекционеру в идеальном состоянии. А некоторые иконы - так называемый новодел - написаны специально под оклады,  чтобы эти произведения искусства не существовали отдельно сами по себе.
 На выставке можно увидеть такие иконы, как "Святитель Николай Чудотворец" - XIV век в серебряном окладе с эмалями и украшенным  гранатами венцом; "Спас Смоленский" времени Ивана Грозного, в начале XX века оклад для нее изготовил Яков Мишуков. Произведение XIIX века - икона "Благовещение", написана в духе царских мастеров и украшена барочным окладом 1798 года. Икона "Троица", написана в годы царствования Екатерины Второй… Изумляет и  уникальный серебряный складень-кузов с иконой Богоматери Владимирской, на внешних створках которого изображены святые покровители семьи Бориса Годунова. Есть основания предполагать, что складень принадлежал царской семье.

Собрание икон на выставке дополняется коллекцией меднолитой пластики, состоящей из 30 предметов. Здесь и кресты - энколпионы XII-XIV веков, старообрядческие кресты и складни конца XVII - начала XX века. В основном, это работы московских мастеров.

В экспозиции Покровского выделяется группа эмалевых икон XIII_XIX веков из ведущих эмальерных центров Москвы и Ростова Великого. Среди них - есть раритетный четырехстворчатый складень на золоте 1792 года, принадлежавший сподвижнику Петра I адмиралу Ивану Головину.

Также посетителя поразит небольшая подборка памятников лицевого шитья XVI-XIX веков, жемчужина которой - шитая икона "Царевич Димитрий со сценами жития". И книги из собрания Покровского с автографами известных исторических лиц - декабриста Матвея Муравьева-Апостола, Анны Чаадаевой и других.

Обсудить материал в блоге автора

Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий  - в "Афише РГ"