04.03.2009 06:55
    Поделиться

    Дмитрий Медведев: Вопросы о разменах или обменах в диалоге с Бараком Обамой не ставились

    До первой полноценной встречи главы МИД России Сергея Лаврова с новым госсекретарем США Хиллари Клинтон осталось чуть более 48 часов. Правда, то, что произойдет в пятницу в Женеве, российский дипломат номер один не называет переговорами.

    Не верьте тем, кто пишет, что 6 марта в швейцарской столице министр иностранных дел России Сергей Лавров впервые встретится с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Первая их встреча состоялась 2 марта на египетском курорте Шарм-эль-Шейх. В понедельник они находились в одном и том же зале, ходили по одним и тем же коридорам, встречались с одними и теми же людьми. Но подошли друг к другу и поздоровались лишь за полчаса до того, как Лавров отправился в аэропорт.

    Дело не в том, что они избегали личного контакта. Просто здание международного конференц-центра, где проходила встреча по оказанию финансовой помощи сектору Газа, было настолько плотно наполнено VIP-политиками первой величины, что Лаврову и Клинтон просто никак не удавалось пересечься в пространстве. Наблюдать за происходящим в Шарм-эль-Шейхе было действительно крайне интересно. То мимо собравшихся величественно проплывала группа итальянцев во главе с почему-то совсем не улыбающимся премьером Италии Сильвио Берлускони, то буквально проносились французы, в центре которого можно было разглядеть президента Николя Саркози.

    И вот за несколько минут до начала заседания "квартета" международных посредников по ближневосточному урегулированию Лавров и Клинтон оказались всего в нескольких метрах друг от друга. Госсекретарь сидела за столом, когда вошел российский министр. Она встала и подошла поздороваться. Знакомиться им не было нужды. Оба давно в международной политике. Не раз пересекались на различных встречах. Однако теперь речь шла о первом рукопожатии министра иностранных дел России с новым госсекретарем США.

    Второе рукопожатие произойдет в Женеве 6 марта, а затем состоится отнюдь не мимолетная, тщательно подготовленная встреча. И все же Лавров предпочитает не называть ее переговорами: "Не думаю, что это будут переговоры, тем более трудные. Это будет встреча, которая призвана позволить нам рассмотреть всю нашу повестку дня, все международные сферы нашего взаимодействия и как следует подготовить встречу президентов. Но это не будут переговоры как таковые. Переговоры ведутся по проектам документов".

    "А акценты вы собираетесь расставлять?" - спросил я министра. "Любая беседа - это расстановка акцентов. Конечно, будем их расставлять", - ответил Лавров.

    Об этом и многом другом мы говорили с главой российского МИД уже на борту самолета по пути из Шарм-эль-Шейха. Клинтон отправилась с визитом в Израиль. Лавров летел в Мадрид, где должен был присоединиться к делегации во главе с президентом России Дмитрием Медведевым.

    Известно, что команда Обамы рассчитывает одним из акцентов российско-американских отношений на ближайшую перспективу сделать разоруженческую тематику. Времени на переговоры уже практически не осталось. Договор СНВ-1 прекращает свое действие в конце этого года.

    Поминая, что полноценные переговоры по заключению нового стратегического договора за неделю не проводятся, в Вашингтоне задумались над тем, не продлить ли все еще действующий СНВ-1, пока не будут улажены все формальности. Такой вариант, однако, не устраивает Москву. Об этом Сергей Лавров на борту самолета говорил без каких-либо намеков на склонность к компромиссу: "Договор практически себя исчерпал. В нем были наработаны очень хорошие механизмы, которые мы хотим сохранить. Мы хотим сохранить ограничения не только на боеголовки, причем с учетом складируемых боеголовок, но и ограничения на все виды носителей - то, от чего уходила администрация Буша. Эти концептуальные вещи мы хотим сохранить в новой договоренности.

    Но новые договоренности обсуждаются в новых условиях, когда соотношение той или иной части стратегической триады должно полностью приниматься во внимание. И когда нужно принимать во внимание необходимость не увеличивать разрешенное, а ограничивать те пределы, лимиты, которые согласованы в действующем ныне договоре. Они уже давно выполнены и перевыполнены. У нас и американцев сейчас реально меньше того, что разрешено действующим договором.

    Поэтому сохранять его дальше означает послать очень неверный сигнал в отношении того, что можно теперь еще больше наращивать ядерные вооружения. Это неправильно. Я не хотел бы, чтобы с американской стороны возобладала такая точка зрения, что, мол, давайте заранее готовить какой-то обходной вариант. Обходного варианта быть не может. Надо искать новые договоренности".

    Между тем

    Журналистам американской газеты "Нью-Йорк таймс" стало известно, что президент США Барак Обама направил письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором говорится, что Вашингтон готов отказаться от размещения элементов ПРО в Европе в обмен на помощь Москвы в решении иранской ядерной проблемы. Как сообщил высокопоставленный американский чиновник, "письмо затрагивает ряд вопросов, в том числе ракетную оборону и ее связь с иранской угрозой". Президент РФ Дмитрий Медведев подтвердил во вторник, что ведет диалог с президентом США Бараком Обамой. "Мы действительно переписываемся. Но если говорить о каких-то разменах или обменах, то могу вам сказать, что таким образом вопросы не ставились", - сказал Медведев на просьбу прокомментировать публикацию американской газеты.

    Поделиться