Прикрываясь маркой одного из мобильных операторов, аферисты в очередной раз хотели пополнить свой счет на телефоне. Вчера абонентам пришла незатейливая sms: "Уважаемый абонент, ваш номер будет заблокирован. Убедительная просьба позвонить по бесплатной линии 8908.......".
Корреспондент "РГ" позвонил по указанному телефону исключительно из исследовательского интереса. Ответил мужской голос. Не переставая жевать, человек представился сотрудником технического отдела мобильной компании, предложил перечислить деньги на его собственный счет - тогда, мол, телефон заработает.
Как пояснила корреспонденту "РГ" начальник пресс-службы Управления "К" МВД России Ирина Зубарева, мобильное мошенничество процветает в местах лишения свободы. Не секрет, что туда проносят мобильные телефоны, чтобы связаться с родственниками, адвокатами и пополнять баланс счета как-то надо. Говорят, можно еще обналичить мошеннические доходы, давая попользоваться своей трубкой сокамерникам. Вот и придумывают заключенные разные схемы мелких экономических афер.
Обычно граждан через sms-сообщения просят активировать карточку в чью-то пользу или просят положить небольшую сумму на телефон. Стандартное сообщение выглядит так: "Это мой новый номер, пожал. закинь руб. 100-200, если мож. позже позв.". Номер, с которого приходит сообщение, "вечно не доступен". Звонят старым людям, предлагают сменить стандарт, чтобы лучше было слышно, для этого надо отправить sms или ввести команду. Терпеливо объясняют пожилым абонентам, куда именно нажимать, чтобы получить деньги.
Звонят с "засекреченного номера", и автоответчик произносит такую речь: "Вас беспокоят из отдела по возврату долгов банка. В связи с невозвратом вами энной суммы денег банк был вынужден подать на вас в суд, который состоится такого-то числа. Просьба перезвонить по такому-то номеру".
По словам начальника пресс-службы одного из крупных мобильных операторов Ирины Осадчей, "как правило, пострадавшие от мобильных мошенников добровольно, но по директиве мошенника совершают действия, в результате которых теряют собственные средства. Мошенники обещают потерпевшему некие дополнительные бонусы или выгоды в результате совершения ряда действий: набрать определенный цифровой код, позвонить на указанный номер, перечислить некую сумму на указанный номер с телефонных карт оплаты.
Сообщения о мошенничестве получает и оператор связи.
"Мы прежде всего призываем наших абонентов быть осторожными. Если вы сомневаетесь в услуге или информации, лучше получить достоверные сведения у своего оператора. Подробное описание всех услуг, которые доступны абонентам, есть на сайте оператора, эту же информацию можно уточнить и в любом салоне-магазине сотовой связи", - подчеркнула Ирина Осадчая. Оператор не только фиксирует жалобы, но и проверяет номера. "Если мы обнаруживаем признаки того, что телефонный номер используется с целью мошенничества, мы его временно блокируем или передаем данные о нем в правоохранительные органы". Добропорядочному абоненту при подтверждении факта мошенничества может быть сделана корректировка счета и возвращены потраченные средства.
В свою очередь представитель Управления "К" МВД России Ирина Зубарева пояснила, что если абонент пострадал от мобильного мошенничества, надо обращаться в их территориальные центры или в местное отделение милиции. Лучше всего написать подробное заявление со всеми номерами телефонов, которые были названы аферистами.
К сожалению, такие уголовные преступления не редкость и надо быть более внимательными к sms-сообщениям. Известно, что любой оператор связи старается обезопасить себя и своих клиентов от подобных недоразумений и телефон его службы поддержки обычно состоит из 4 цифр и не начинается на 8. Поэтому такие предложения должны насторожить любого пользователя телефона. Лучше всего просто стереть сообщение и позвонить по проверенному телефону своего оператора или направить sms-запрос о состоянии своего счета.
Расчет мошенников на то, что человек плохо осведомлен о технических возможностях и редко звонит в мобильную службу поддержки.