04.03.2009 05:24
    Поделиться

    Музею концлагеря Освенцим грозит разрушение из-за недостатка средств

    Бывшему концлагерю Освенцим (Аушвиц-Биркенау), расположенному в Польше, грозит разрушение, если не будут найдены средства на его консервацию.

    Как сообщили мировые СМИ, для сохранения музея требуется как минимум 120 миллионов евро. О том, какое будущее ждет Освенцим, "Российской газете" рассказал директор мемориала доктор Петр Цывиньски.

    Российская газета: На территории комплекса расположены 155 объектов. Но пресса утверждает, что из-за недостатка средств музей может прекратить свое существование. Вы уже подали сигнал SОS?

    Петр Цывиньски: Я считаю, что ситуация на территории бывшего концлагеря Освенцим (Аушвиц-Биркенау) находится под контролем. Со времен Второй мировой войны о музее заботится польское правительство. Однако для руин и строений музейного комплекса время бежит значительно быстрее. И если мы не найдем возможности для постоянного финансирования глобального плана консервации, то для многих объектов это будет означать ускорение естественной гибели, вплоть до необратимого состояния. Поэтому премьер Польши Дональд Туск обратился к руководителям европейских государств за поддержкой в создании "железного фонда" размером в 120 миллионов евро для сохранения идентичности Аушвиц-Биркенау. Годовой доход музея составляет около 5 миллионов евро. С такими средствами для проведения необходимых реставрационных работ нам потребуется двадцать лет. А после завершения этого срока вновь надо будет направлять туда специалистов.

    РГ: Появились ли желающие помочь? На что вы просите деньги?

    Цывиньски: До сих пор вся тяжесть содержания музея ложилась на Польшу. Польские власти по-прежнему будут это делать. Просьба о помощи касается исключительно расходов на консервацию музейных объектов. Речь идет не только о десятках лагерных блоков, бараков, вышек, руин, крематориев, железной проволоки, но и предметов, которые хранятся в собраниях. В последние годы помощь из-за рубежа не превышала 3-5 процентов от необходимых средств. В 90-х годах и в начале текущего столетия существовала программа точечной зарубежной помощи, однако действие ее уже завершилось. Так, несколько лет назад с помощью фонда Рональда Лаудера были построены хорошо оснащенная лаборатория и реставрационные мастерские. Удалось также собрать сильную группу дипломированных реставраторов. Они быстро сориентировались в ситуации и обозначили приоритеты. Сегодня нам необходимы только деньги. Музей ежегодно посещает свыше одного миллиона человек. В основном это молодые люди: ученики, студенты. Мы не берем с них денег за экскурсию. Поэтому увеличение числа посетителей не сказывается на росте наших доходов.

    РГ: На Западе нередко используют актеров для воссоздания атмосферы прошлого. Как вы к этому относитесь?

    Цывиньски: На Западе нет "оригинальных" мест, где нацисты убивали тысячи людей. В Аушвице нет необходимости пользоваться театральными приемами, поскольку атмосфера музея в этом не нуждается. Именно о сохранении этой оригинальности и идет речь.

    РГ: Ряд мировых политиков отрицают существование Холокоста. Что бы вы ответили, если могли вступить с ними в полемику?

    Цывиньски: Есть категория людей, для которых земля является плоской. Отрицание Холокоста, скорее всего, свидетельствует о примитивной форме антисемитизма. А с людьми злой воли не стоит даже вступать в полемику.

    РГ: Что значит быть директором музея Аушвиц-Биркенау, все пространство которого переполнено людским страданием? Надо ли обладать вам и служащим музея соответствующей психологической подготовкой?

    Цывиньски: Аушвиц является очень жестоким местом. К этому нельзя привыкнуть со временем. Независимо от рода занятий это ощущает каждый сотрудник музея. История учит нас, чего мы должны стыдиться и защищать. Трудность работы в этом месте представляется и в других аспектах. Важно уберечь его вдали от политических баталий и дрязг. Они очень вредят памяти жертв и моральному пониманию истории. Я всегда хотел заниматься ранним Средневековьем. Современная история казалась мне слишком близкой, слишком живой. Но так сложилась судьба, что мне пришлось нести ответственность за Аушвиц.

    Электронный адрес администрации Освенцима, по которому можно будет справиться о направлении добровольной помощи для реставрации музея: donation@auschwitz.org.pl.

    Поделиться