Рассмотрение рядового гражданского дела в Верховном суде страны неожиданно попало в поле зрения средств массовой информации и сотрудников двух серьезных ведомств - Генеральной прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре.
Молодое ведомство - Следственный комитет при прокуратуре работает всего полтора года. С его появлением постоянно подчеркивалось, что комитет - исключительно самостоятельное во всех смыслах ведомство, которое принимает решения, не оглядываясь на чьи-то рекомендации. Однако Верховный суд в своем решении подчеркнул: главным начальником и последней инстанцией для сотрудников Следственного комитета является Генеральный прокурор.
Поводом для судебного разбирательства стала ситуация с районным следователем из Краснодарского края Акимовым. Глава краевого следственного управления Александр Глущенко решил уволить его, заподозрив в должностных грехах. Летом прошлого года Прикубанский райсуд Краснодара удовлетворил представление следственного начальника о наличии признаков мошенничества в действиях Романа Акимова.
Однако прокуратура потребовала отменить это судебное решение. Дело в том, что еще за год до этих событий Генпрокурор отменил приказ о назначении самого Глущенко на должность руководителя следствия по Краснодарскому краю. Но это его решение не было реализовано, и Глущенко продолжал исполнять должность.
Верховный суд, скрупулезно разобрав ситуацию, решил, что уголовное дело районного следователя подлежит прекращению, потому как его возбудило "ненадлежащее лицо", и подчеркнул, что Генеральный прокурор и его подпись под приказом в этой ситуации и вообще - главнее.
В чем, в общем-то, трудно и усомниться, если учесть, что руководитель Следственного комитета при прокуратуре одновременно является первым заместителем Генпрокурора.
Банальную служебную ситуацию попросту раздули - многие с "пристрастием" следят за взаимоотношениями прокуроров и следователей с самого создания комитета. Несмотря на то, что руководители обеих структур уже не раз во всеуслышание заявляли: между ними нет разногласий, они делают одно общее дело.
Следственный комитет имеет практически полную процессуальную и административную самостоятельность. У него свой бюджет. Глава ведомства получил полномочия по утверждению структуры и штатного расписания, определения порядка приема на работу. Но Верховный суд своим решением подчеркнул - внутриведомственная субординация в системе прокуратуры в главном не изменилась.
По Конституции прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. То же самое говорит и Закон "О прокуратуре РФ". По нему Генеральный прокурор руководит системой прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указы и распоряжения.
По мнению Верховного суда, из этого вытекает, что следователи Следственного комитета при прокуратуре относятся к прокурорским работникам, поэтому подчиняются общим правилам.