Вчера закрылись три столичные таможни: южная, восточная и западная. В столице остались только 5 постов из 28. Москва вздыхает с облегчением, избавляясь от избытка большегрузов. А бизнес пророчит удорожание товаров.
Отныне для растаможивания грузов бизнесменам придется отправляться в Подмосковье. Восточная таможня присоединилась к Щелковской, южная - к Ногинской, западная - к Подольской таможне.
Как пояснили "РГ" в ФТС, все скоропортящиеся товары, растительная и животноводческая продукция будут проходить контроль на 48 постах областных таможен, а фармпродукция - на 4 дополнительных спецпунктах. Такая реорганизация не связана с кризисом, подчеркивают в ведомстве, она ведется в рамках реализации концепции переноса таможенного оформления из крупных городов. В ФТС считают: благодаря современным информационным технологиям это приведет к сокращению времени на прохождение таможенных формальностей, поможет избежать накладок, связанных с человеческим фактором, и, как следствие, существенно облегчит ведение внешнеэкономической деятельности.
В свою очередь, должна с облегчением вздохнуть и Москва, избавившись, таким образом, от огромных потоков большегрузов и товарняков. Как рассказали "РГ" в "Гипротранстэи" РЖД, реорганизация таможен - это один из элементов реализации генеральной схемы развития транспорта в Москве, разработанной до 2025 года, предусматривающей полное освобождение Москвы от транзитного грузопотока. В перспективе он должен полностью уйти за пределы Большого окружного кольца. Сейчас там развиваются три сортировочные станции: Бекасово, Орехово-Зуево и Ожерелье, кроме того, крупный логистический центр строится на станции Белый Раст. Эти точки и возьмут на себя все грузы, не являющиеся обязательными для столицы, которые попадали сюда только для обработки.
Однако реорганизация таможенного оформления вызвала неоднозначную реакцию у представителей малого и среднего бизнеса. На днях президент компании "ОПОРА России" Сергей Борисов обратился с письмом на имя первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. По его мнению, подмосковные терминалы не смогут размещать и обрабатывать в центрах весь объем грузов. Но главное - реорганизация таможен Москвы и других крупных городов приведет к удорожанию продуктов питания, в первую очередь мясо-молочной продукции, овощей, фруктов, медикаментов. Причина - "неминуемое усложнение логистических схем поставок; ухудшение качества скоропортящейся продукции в связи с необходимостью выгрузки товаров на подмосковных терминалах и последующей обратной транспортировки в Москву". Он также считает, что не будет решена и задача уменьшения транспортной нагрузки на города: "Выпущенные за пределами Москвы товары будут поставляться малотоннажным транспортом на плодоовощные базы и распределительные центры столицы. А перегрузка с одного большегрузного транспортного средства на четыре малоттонажных автомобиля лишь усугубит транспортную проблему".
Правда, такое мнение у таможенников вызывает только скепсис. Если бы служба не была готова решать эти проблемы, заявляют там, с переводом московских таможен не спешили бы. Вслед за столицей таможенное оформление выведут из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область.