05.03.2009 02:00
    Поделиться

    Британская королева следует моде и в 83 года

    Такое можно увидеть лишь раз в жизни. В ноябре 2007-го в Вестминстерском аббатстве проходили торжества по случаю 60-летия бракосочетания королевы Елизаветы II.

    Вот кто бьет все рекорды долгожительства. 21 апреля Елизавете, дай бог, исполнится 83 года, и она уже превзошла по возрасту свою легендарную прапрабабушку королеву Викторию, скончавшуюся на 82-м году жизни. А на церемонию в аббатстве собралась вся британская аристократическая верхушка.

    Я наблюдал за сценой отъезда гостей, конечно, не с самой территории святого места, а стоя за оградой среди почему-то немногочисленных зевак. Высоченный муж Елизаветы Филипп, герцог Эдинбургский, был затянут в синий морской костюм, что еще больше подчеркивало его рост и неубывающую стать. Больше всего поразила сама Елизавета. В огромной шляпе с широкими полями и белом, опять-таки широченном платье, украшенном цветами, она, улыбаясь, пожимала на прощание сотни протянутых рук. У Елизаветы свой, десятилетиями отработанный стиль одежды. Бытует мнение, будто она одевается в знаменитом лондонском универмаге "Хэрродс": когда поздними-поздними вечерами его покидает публика, подъезжает длиннющая машина с темными стеклами, из нее выходит Она и потом долго бродит по заставленным роскошными вещами этажам. Ничего подобного. Во-первых, после смерти Дианы знаки королевской геральдики сняты с универмага, владелец которого (богач Мохаммед аль-Файед) обвиняет принца Чарльза и секретные службы в гибели принцессы и своего сына Доди. А во-вторых, и в главных, сама Елизавета никогда там не одевалась. У нее свои портные и поставщики, чьи имена не выпячиваются. И в любое время года на главе династии - элегантная и внушительных размеров шляпа, неплотно облегающее платье, естественно, далеко ниже колен, туфли на невысоких каблуках, небольшая сумочка на ремешках, перекинутая на локотке. Это как бы фирма, визитная карточка, подчеркивающая, как мне кажется, неизменность, а может, и вечность, королевской власти.

    Такой я видел ее во время единственного (так положено по протоколу) официального визита в Россию. Смешно сказать, но тогда, в 90-х, этот визит организовывал, точнее, оплачивал путешествие Ее Величества королевского гвардейского оркестра крупный британский магнат в области металлургической промышленности. Волею судьбы этот человек, фамилия которого запросто могла бы принадлежать и какому-нибудь одесситу, пригласил меня в Большой театр на балет. А в антракте предложил подняться в центральную, по-нашему царскую, ложу. Чемодан с одеждой миллиардера затерялся где-то на просторах, и в ложе он появился в джинсах и мятом блейзере. Нас молча и без удивления пропустили. Королева вышла, пожала всем руки, а я и еще один неизвестно как оказавшийся в ложе юный коллега допустили вопиющее нарушение протокола: поцеловали руку в длинной перчатке, за что нам было потом выговорено.

    Говорю это к тому, что в принципе первая дама королевства Великобритании не так и чопорна, в чем еще раз пришлось убедиться, стоя у Вестминстерского аббатства. Королева с супругом первыми покинули торжество. И, о ужас, выйдя из неширокой двери и уже ступив царственными своими ногами на мостовую, вынуждены были остановиться. Прямо на них выезжала здоровенная то ли мусороуборочная машина, то ли поливалка. Королева спокойным жестом подобрала полы пальто, дала машине проехать и удалилась в сторону лимузина. Представляю, что бы выдали за такой промах службе охраны какой-либо другой страны.

    А после отъезда мамы с папой гостей провожал старший сын Чарльз. Принц Уэльский в свои 60 лет является одним из старейших наследников престола. А выглядит отлично. Одет в строгий костюм, лацкан которого (всегда) украшает бутоньерка - цветок, вдеваемый в петлицу. Из верхнего бокового карманчика пиджака выглядывает аккуратная пошетка. Рядом с Чарльзом - Камилла. Но вот шляпа - уж слишком со здоровенными полями. Цветок на ней - совсем не в тон. Походка несколько корява. Нет, понимаете, этого царственного налета, который столь отличает королевскую династию.

    И который был столь свойственен королеве-матери. Я видел маму Елизаветы II вместе с дочерью - принцессой Маргарет - на приеме для журналистов в Глазго. Тогда уже старушке было далеко за 90. Но как легко и в то же время величественно несла свое тело королева-мать. А одета она была точь-в-точь как Елизавета, даже сумочка - ну прямо та же. Сходство даже вблизи - потрясающее. Здоровалась со всеми подряд, но почему-то, непонятно каким образом, дистанция все равно соблюдалась и панибратства не было и в помине. В конце приема королева-мать разрешила журналистам, в честь которых и был затеян короткий прием, приблизиться к себе и не просто пригубила для вежливости, а выпила пару стопочек виски. Попрощалась, подняв руку, конечно же, в перчатке, и, сопровождаемая Маргарет, уехала.

    Между тем

    В это воскресенье, гуляя по центру Лондона, я вдруг наткнулся на огромный дворец - весь в темноте, закрытый и какой-то необитаемый. Лишь в одном из сотни окошек мерцал неяркий огонек. То было жилище королевы-матери, ушедшей в 2002-м в возрасте 101 года.

    С одной стороны - все равно грустно. С другой - у Елизаветы II хорошая наследственность. Подольше бы ей щеголять в широкополых своих шляпах.

    Поделиться