Отметил свое 85-летие известный в Туле и Беларуси человек - полковник Валентин Аккуратов. Ветеран прошагал по дорогам войны пол-Европы: от Сталинграда до Берлина. Потом судьба еще не раз дарила бывшему фронтовику радостные встречи, в том числе и на белорусской земле.
Слесарь-лекальщик Тульского оружейного завода Валентин Аккуратов в 17 лет стал добровольцем рабочего полка и уже осенью 41-го года принял на подступах к родному городу первый бой с гитлеровцами. Отстоять Тулу удалось, но Валентин на завод не вернулся. После того как командир Тульского рабочего полка Анатолий Горшков был назначен заместителем начальника партизанского движения Брянского фронта, бывший оружейник Аккуратов стал бойцом разведывательно-диверсионной группы. По тылам противника пробирались чуть ли не до самого Смоленска: минировали мосты и железные дороги, собирали важные данные о дислокации и передвижениях вражеских войск. Через полгода молодого разведчика направили на учебу в Московское минометное училище.
- Окончить его так и не удалось, - вспоминает Валентин Георгиевич. - Положение на фронтах было критическим. Особенно тяжко - под Сталинградом. Нас, курсантов, срочно перебросили на Волгу в распоряжение 311-го гвардейского минометного полка. Меня по старой памяти, естественно, определили в разведку. Прополз на брюхе километры городских развалин, перепаханный снарядами Мамаев курган...
В одном из уличных боев девятнадцатилетнего ефрейтора Аккуратова ранило в ногу. После госпиталя снова стал в строй, корректировал огонь минометчиков. Группировку Паулюса пленили. Многих наиболее отличившихся солдат - защитников Сталинграда отправили в Москву, где дали передохнуть несколько дней. Потом были жаркие сражения на Орловско-Курской дуге. Потом полк, в котором служил Аккуратов, вместе с войсками 1-го Белорусского фронта освобождал многострадальную землю, которая долгое время находилась под игом фашистов.
- Наше подразделение первым ворвалось в Бобруйск, точнее на железнодорожную станцию, - рассказывает ветеран. - С ходу смяв оборону немцев, мы захватили вражеский эшелон с награбленным добром, который уже стоял под парами для отправки в Германию, и армейский склад. За эту удачную операцию многие мои товарищи были отмечены наградами, мне вручили орден Славы III степени. Впоследствии наш гвардейский полк стал именоваться Бобруйско-Берлинским Краснознаменным орденов Суворова и Богдана Хмельницкого. Запомнились тяжелые бои за Барановичи, другие населенные пункты Белоруссии. Войну закончил в логове фашизма, стоял на ступеньках рейхстага. Там же, в Берлине, в составе парадной группы 1-го Белорусского фронта готовился к параду в Москве.
От Белорусского вокзала до Сокольников победителей восторженные москвичи осыпали цветами. Охапки букетов достались и бравому 21-летнему туляку, на груди которого сияли не только орден Славы, но и три медали "За отвагу", медали "За оборону Сталинграда", "За взятие Варшавы", "За взятие Берлина"... После Парада Победы сержант Аккуратов еще два года служил в поверженной Германии. Демобилизовавшись, вернулся в Тулу, стал сотрудником уголовного розыска.
- Разве я мог предположить, что судьба снова сведет меня с Беларусью, которую довелось освобождать от захватчиков,- рассуждает Валентин Георгиевич. - Пять лет учился в Минской школе МВД. Знания, полученные в этом учебном заведении, потом очень пригодились на службе правопорядка. На отдых ушел в звании полковника милиции.
- Удалось ли снова побывать на местах былых боев?
- Два раза по приглашению Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, как награжденный медалью "За освобождение Белоруссии", был почетным гостем юбилейных торжеств. Эти поездки запомнились надолго своей сердечностью и теплотой. С белорусами, которые сражались в Сталинграде, несколько раз встречался на Мамаевом кургане. До сих пор храню сувенирную коробочку с белорусской водкой емкостью в сто "наркомовских" граммов. Сомневаюсь, что мои однополчане - сябры оставили целехонькими тульские пряники, которые им дарил. Разве могут внуки-правнуки не раскушать это медовое лакомство...