Сегодня в Москве соберется на свое первое заседание высший совет "Правого дела", чтобы обсудить в закрытом режиме все, чего достигла партия за более чем 100 дней своего существования.
- Являясь партией русского капитализма, "Правое дело" не является и не может являться партией русских капиталистов. Стране нужно не политическое крыло профсоюза бизнеса, а политическая партия тех, кто заинтересован в капиталистическом пути России, - зачитал вчера вслух начало своего заявления один из трех сопредседателей Леонид Гозман. Так он решил отметить стодневную годовщину существования партии, правда, на самом деле сто дней со дня учредительного съезда, прошедшего 16 ноября, закончились еще неделю назад, но ловить сопредседателя ПД на слове никто из журналистов, пришедших на брифинг, не стал. Показательно, что во втором пункте своих десяти "Мартовских тезисов" Леонид Гозман фактически продолжил внутрипартийную полемику с другим сопредседателем Борисом Титовым, публично начатую еще в минувшую субботу на учредительной конференции московского отделения. Титов, напомним, возглавляет ассоциацию бизнесменов "Деловая Россия". Так что фраза из тезисов Гозмана явно в его адрес: "Являясь политической партией, а не экспертным клубом или профсоюзом, "Правое дело" должно выдвигать не только и не столько экономические, сколько политические требования, мы должны быть не партией снижения налогов на столько-то процентов, а партией определенного, понятного всем, а не только профессионалам, политического курса". Невозможно не рассматривать эти заявления иначе как выпад в адрес Титова лично, поскольку тот ходит уже несколько недель с антикризисными предложениями от "Деловой России", которые начинаются с идеи о налоговых каникулах.
По заверениям Гозмана, любые разговоры о расколе "чушь собачья". Он признал, что Титов привлекает в партию новый, нетрадиционный для других партий-основательниц электорат (а ими, помимо СПС, были Демпартия и "Гражданская сила"). И речь здесь идет не только о предпринимателях, но прежде всего о тех людях, "кто не интересовался раньше политикой, а делал свое дело". Нет разногласий между ними и в оценке кризисной ситуации, несмотря на свое прошлое в СПС, Гозман явно не интересуется распространившимися в последнее время фразами о либеральном реванше.
- Я думаю, что никто в "Правом деле" не верит в то, что кризис, если он перейдет в политический, будет благодетельным. Это будет не 1991 год, а что-нибудь страшное, и задача любой ответственной политической силы предотвращать, - заметил Леонид Гозман.
Конечно, он не признал прямо, но очевидно, что оппозиционный курс ПД не мешает им обдумывать формат возможных переговоров с властью. Хотя правые и учитывают возможный рост протестных настроений, готовясь к осенним выборам, главнейшими для них при этом являются выборы в Мосгордуму. Правда, пока еще непонятно, пройдут ли они в осенний день голосования или в весенний, но интерес к ним уже есть. Например, в своих мартовских тезисах Леонид Гозман заявляет, что партия "не имеет права проиграть в столице". Однако очевидно, что именно в Москве "Правое дело" будет сражаться не только с "единороссами", но прежде всего с "яблочниками" за буквально один и тот же электорат.
В общем, Высшему совету партии, который соберется сегодня вечером, будет что обсудить. Напомним, что этот орган - своего рода совещание непартийных сочувствующих проекту "Правого дела". Туда входят гендиректор "Российской корпорации нанотехнологий" Анатолий Чубайс, литератор Мариэтта Чудакова, вице-президент РСПП Игорь Юргенс, четверо предпринимателей - Давид Якобашвили, Андрей Коркунов, Сергей Абрамов, Владимир Караманов, а также сопредседатель "Деловой России" Андрей Колосовский и известный пиарщик Алексей Волин.