Минсельхоз в ближайшее время рассчитает средние цены на социально значимые продукты питания.
Они станут ориентиром при заключении договоров между производителями сельхозпродукции, ее переработчиками и торговлей. По замыслу, это должно предотвратить ажиотажное подорожание еды.
Посредник больше наценки
На 25-45 процентов может подорожать продовольствие к концу 2009 года. Такой прогноз сделали недавно представители крупнейших торговых сетей. И объяснили это тем, что предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства вынуждены поднимать цены из-за роста тарифов на электроэнергию, а импортеры - из-за скачка курсов доллара и евро.
Однако поставщики продовольствия обвиняют в росте цен самих торговцев. Они сравнили свои отпускные цены и то, что они видят на ценниках в крупных сетевых магазинах. Получилось, что мясо на прилавках на 70 процентов дороже, рис - на 75 процентов, сливочное масло - на 101 процент.
"А мы-то здесь при чем? - парируют представители крупнейших сетевых компаний. - На социально значимые товары наценка у нас не превышает 15 процентов, а бывает, что и равна нулю". В мелких региональных сетях, по словам их хозяев, наценки на хлеб, молоко и тому подобные продукты и вовсе не превышают 2-3 процентов.
Откуда же такая цена? "Примерно половину продовольствия крупные сети получают по прямым договорам поставки от производителей, остальное - от посредников", - заявляет Илья Белоновский, директор Ассоциации компаний розничной торговли. А в мелких сетях, у которых нет собственных баз по доставке и хранению продуктов, "посредническая доля" еще выше, считает Ирина Канунникова, директор Союза независимых сетей России. Причем производители продовольствия намекают, что посредники частично принадлежат самим сетевым компаниям. Но те с возмущением опровергают эти обвинения и предлагают производителям самим посмотреть, не их ли это компании посредничают на рынке.
Монополия из-под прилавка
У нас значительно меньше торговых площадей в расчете на одного покупателя, чем, например, в Евросоюзе. Их с развитием торговли теоретически должно стать больше. И после этого между торговцами должна по идее начаться конкуренция за поставщиков и за покупателей, что и приведет к снижению потребительских цен.
На практике по мере роста сетей производителям легче не становится. Президент Мясного союза России Мушег Мамиконян утверждает, что торговые предприятия ввели единообразные правила работы с поставщиками. В совокупности это дает эффект монополии.
Что это за "правила"? Например, в крупных сетях сейчас, по утверждению производителей, расплачиваются за поставленный товар с отсрочкой на 50-60 дней. По сути, сети на два месяца получают беспроцентные кредиты от производителей, которые, кстати, идут на это при условии, что цена будет повышена. В противном случае у них возникает дефицит оборотных средств.
Но и это не все. За то, чтобы поставить только в один магазин крупной торговой сети одно наименование нового товара, производитель должен заплатить 12-20 тысяч рублей. Получается, что за присутствие этого товара во всех магазинах нужно отдать 5-8 миллионов рублей.
Но самый главный побор - это так называемая скидка с оборота в 25-30 процентов. Допустим, производитель мяса продал за месяц через сеть своего товара на миллион рублей. За это он должен отдать торговцу 250-300 тысяч рублей. Производители колбасы признают, что закладывают в отпускную цену своего товара порядка 15 процентов на то, чтобы отдать дань сетям.
Илья Белоновский утверждает, что крупные производители продовольствия сами предлагают деньги торговцам, так как заинтересованы, чтобы их товар стоял на более заметных полках, чем у конкурентов. К тому же все эти "частные налоги" закреплены в договорах между поставщиками и производителями. Зачем поставщики подписывали их, если это так невыгодно? А ведь не секрет, что в крупных сетях существуют очереди из поставщиков, желающих пристроить на полки свой товар.
Молоко под давлением
Интересно, что производители сельскохозяйственного сырья предъявляют примерно такие же претензии пищевикам, как те - торговле. Например, перед новым годом в Центральной России неожиданно пошла вниз закупочная цена на молоко. Хотя в это время года ничего похожего быть не должно: в ноябре-декабре у нас в стране производится в 1,8 раза меньше молока, чем в мае-июне. Поэтому цена обычно на пике.
А тут впервые за несколько лет - спад. Владельцы ферм рассказывают, как с молокозаводов им стали приходить письма примерно одинакового содержания: закупочная цена понижается, а в перспективе может стать еще ниже. И это при том, что избытка молока в стране нет. Некоторые сельские хозяева заподозрили сговор переработчиков. Был он или нет, но сегодняшние 7-10 рублей за литр сырого молока по разным причинам многих аграриев не устраивают. Просто потому, что эта цена не покрывает всех затрат на производство.
Первый вице-премьер Виктор Зубков призвал представителей двух отраслевых союзов - производителей и переработчиков молока - заключить соглашение, в котором они оговорили бы, во-первых, объемы поставки сырья, а во-вторых, формулу справедливой цены.
А на региональном уровне в подобных соглашениях третьей стороной выступят местные власти.
Взаимоотношения же производителей продуктов питания с магазинами, по мнению Виктора Зубкова, отрегулирует закон о торговле, который будет готов уже в этом году. Причем он должен быть таким, чтобы соблюдался баланс интересов всех участников товаропроводящей цепочки. В том числе и торговых предприятий.