Темпы роста пассажирских авиаперевозок в январе снизились на 16,7 процента. А грузовые - упали на 34,7 процента. В феврале спад по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 20 процентов. Эти цифры были вчера озвучены на коллегии Росавиации.
В этих условиях глава Росавиации Геннадий Курзенков призвал руководителей авиакомпаний не демпинговать при продаже билетов. "Пора признать, что авиаперевозчики на самом деле скорее являются службами общественного пользования, чем коммерческими компаниями. И нездоровая конкуренция не идет никому на пользу", - отметил Курзенков. Тем более когда низкая цена билета не покрывает себестоимости полета, что может привести к срыву рейсов.
Конечно, зимние месяцы не показатель, и надо еще посмотреть, как покажут себя март и апрель. Однако замминистра транспорта Борис Король не стал скрывать, что сейчас в компаниях складывается не очень хорошая экономическая ситуация. И чтобы не допустить сбоев с авиаперевозками, минтранс предлагает до 1 января следующего года продлить срок действия постановления правительства, которое регламентирует порядок предоставления субсидий на возмещение затрат по некоторым сделкам российских авиакомпаний.
Нынешняя финансовая ситуация практически полностью лишила предприятия отрасли кредитных ресурсов, подтвердил Геннадий Курзенков. В последнее время компании активно обновляли свой воздушный парк, что потребовало дополнительных средств в виде банковских кредитов и облигационных займов. Но этот лимит уже исчерпан. По словам Курзенкова, возможности рефинансирования займов и кредитов на сегодня у авиакомпаний нет. А вывод средств из текущей производственной деятельности просто невозможен, поэтому финансовая ситуация в компаниях России сейчас сложная. Катастрофически нарастает кризис взаимных неплатежей, констатировал глава Росавиации. Так что продление действия постановления поможет компаниям "расшить" финансовые проблемы, а значит, и по максимуму сохранить бесперебойность полетов.
Но пока задержки рейсов продолжаются. Только в январе их было 104. Виновниками были как аэропорты, так и авиакомпании. Зачастую аэропорты подтверждали возможность принятия бортов, но у них не было готовности своевременно обслуживать воздушные суда, подчеркнул Курзенков. Основными причинами задержек были неисправность воздушных судов и отсутствие резервных самолетов. Но зато сегодня у авиакомпаний нет проблем с топливом, как это было в прошлом году.