Иностранный капитал покидает Россию! Это на сегодня один из главных пунктов тревожных заявлений отечественных экономистов, бизнесменов и политиков, рассуждающих о кризисном состоянии российской экономики.
В то же время среди некоторой части государственной бюрократии продолжает бытовать мнение, бывшее довольно популярным несколько месяцев назад. Смысл его можно свести к короткой формуле - уходят, и Бог с ними. Мы - страна богатая и сами управимся без всяких иностранных инвесторов. Хотя большинство российской элиты понимает сегодня, что иностранные инвестиции - один из важнейших рычагов преодоления кризиса и послекризисного развития.
По статистике, отток иностранного капитала из России остается устойчивой тенденцией, существенно затрудняющей борьбу с кризисом. Только за 2008 год он составил, по данным Минфина, 200 млрд долларов. Причем бежит не только спекулятивный капитал - уходят и инвесторы, вкладывавшие средства в реальный сектор экономики. Что вполне логично: в эпоху кризисов капитал предпочитает перетекать из развивающихся экономик, считающихся более рискованными, в развитые. Но есть зарубежные инвесторы, которые не только остаются, но и планируют расширить свое присутствие в российской экономике.
Среди них, например, норвежский нефтяной гигант Statoil Hydro, приобретающий АЗС в Ленинградской области, крупный немецкий страховщик Allianz, продолжающий консолидировать акции в одной из ведущих российских страховых компаний РОСНО. Несмотря на наметившееся падение потребительского спроса, намерены сделать инвестиции в российские торговые сети французская Carrefour и немецкая Otto Group, специализирующаяся в сфере дистанционной торговли. А генеральный директор итальянской Generali на днях выразил в интервью различным СМИ готовность докупить акций "Ингосстраха", чтобы иметь контрольный пакет этой компании.
К вложениям в российскую экономику по-прежнему проявляют интерес и финансовые корпорации. Например, IFC (Международная финансовая корпорация) собирается вложить 80 миллионов долларов в модернизацию агрохолдинга "Белгранпром", являющегося одним из лидеров в производстве мяса птицы в России. Чешская PPF, владеющая значительным пакетом акций в "Ингосстрахе", в крупнейшем российском производителе серебра компании "Полиметалл", активами в банковском бизнесе и розничной торговле также намерена расширять свое присутствие в российской экономике, увеличив, к примеру, долю в капитале "Полиметалла" фактически до 30 процентов, инвестируя три миллиарда рублей в банк "Хоум Кредит" и внося дополнительный капитал в сеть "Эльдорадо" за счет конвертации кредита объемом в 500 млн долларов. Это при том, что в прошлом году та же PPF уже вложила в российские предриятия 1,68 миллиарда долларов.
Намечаются инвестиции и в отечественную промышленность. Так, итальянская компания "Аления Аэронаутика" увеличивает уставной капитал в "Гражданских самолетах Сухого". Другая итальянская фирма Pirelli собирается совместно с российскими партнерами строить шинный завод в Тольятти. Несмотря на разворачивающийся кризис, в начале февраля в Калужской области открылся автозавод шведского концерна Volvo Trucks, на котором организовано производство грузовой коммерческой автотехники - это первое такого рода предприятие иностранной компании в России.
Иностранные инвесторы по-прежнему проявляют интерес к инвестициям в недвижимость и СМИ, несмотря на то, что кризис серьезно затронул эти рынки. Деятельность зарубежных инвесторов ориентирована не только на будущее. Она помогает и уже помогла многим российским предприятиям и компаниям минимизировать последствия затронувшего их кризиса.
Конечно, интерес зарубежных инвесторов не в последнюю очередь объясняется существенным удешевлением российских активов. Но не только этим. Зарубежные инвесторы идут на расширение своего присутствия в отечественной экономике, видя в ней серьезные перспективы для будущего развития, по крайней мере, в конкретных отраслях, и, как видим, далеко не только в энергетическом секторе. Размеры инвестиций различны - от нескольких десятков до сотен миллионов долларов и евро.
Впрочем, эти инвестиции не дают оснований для скоропалительных выводов, что, мол, иностранные инвесторы никуда не денутся и наша страна чуть ли не обречена на то, что уже в ближайшей перспективе приток капиталов в российскую экономику восстановится, достигнув докризисного уровня. Сохраняющийся интерес зарубежных инвесторов указывает на наличие реальных точек будущего роста и развития в отечественной экономике. Но дальше все зависит от многих других факторов, относящихся к деятельности властных структур, состояния экономических и общественных институтов.
Среди этих факторов следует выделить два, кажущихся на сегодняшний день ключевыми. Во-первых, чтобы строить долгосрочные стратегии развития, инвесторам нужно четкое понимание того, что и в какие сроки правительственные структуры намерены предпринимать в плане макроэкономического регулирования экономических процессов. Конечно, никакой кризис, тем более столь масштабный и глубокий, как нынешний, не обходится без ситуаций, когда нужно срочно вносить серьезные коррективы в проводившийся ранее курс. И все же ясность общей линии, согласованность в работе правительственных ведомств, консультации с представителями бизнеса по существу намечаемых в экономике мер являются необходимыми условиями того, чтобы экономическая политика государства была внятной, заслуживающей доверия у инвесторов.
Во-вторых, по-прежнему актуальной для нашей экономики остается проблема защиты прав собственников, кстати, не только зарубежных. Конечно, можно уповать на то, что в условиях кризиса, когда количество денег в экономике уменьшается, государственные чиновники станут проявлять разумный прагматизм и не будут столь уж активно прессинговать бизнес, несущий "золотые яйца". Но на рационализм отечественной бюрократии излишне полагаться все же не стоит. Лишь сочетание таких факторов, как перестройка судебной системы, совершенствование нормативно-правовой базы регулирования хозяйственных отношений и отношений собственности, включая регуляцию финансовых рынков, при наличии общей политической воли для ограничения аппетитов отечественной бюрократии, способно в краткосрочной перспективе улучшить ситуацию с защитой прав собственников.
Но иного не дано. Капитал идет только туда, где ему как минимум не мешают работать. Без понимания этой простой истины рассчитывать на инвестиционную привлекательность нашей страны в стратегической перспективе было бы опрометчиво.