Одним из вопросов на предстоящей 6 марта встрече глав внешнеполитических ведомств России и США Сергея Лаврова и Хиллари Клинтон в Женеве станет будущее американской системы ПРО в Восточной Европе.
О том, на какие компромиссы может пойти Вашингтон при обсуждении этой темы, "РГ" беседует с экс-руководителем департамента Пентагона по эксплуатационным испытаниям и оценкам новых оружейных систем Филипом Койлом, занимавшим в прошлом пост помощника министра обороны. Сейчас наш собеседник - старший эксперт вашингтонского Центра оборонной информации. Он также был одним из докладчиков на слушаниях, посвященных будущему ПРО в комитете по вооруженным силам конгресса.
Российская газета: На слушаниях в конгрессе вы говорили о том, что программа ПРО имеет множество недостатков, в первую очередь технических. Кроме того, расходы на осуществление этой идеи предстоят огромные. Нужен ли Америке столь амбициозный проект?
Филип Койл: Действительно, противоракетная система, предложенная для Европы, будет очень дорогой, однако США могли бы "потянуть" такие расходы даже в нынешние трудные для национальной экономики времена. Главный вопрос, с которым мы сталкиваемся в ходе разговора на тему ПРО, - это недостаток эффективности. Зачем тратить любые, даже самые огромные, деньги на систему, которая не работает эффективно? Как я объяснил в ходе слушаний, Пентагон признает, что ПРО, предложенная для размещения в Чехии и Польше, не сможет отразить атаку более чем одной или двух ракет, в случае если они будут запущены со стороны Ирана.
РГ: В недавно распространенном докладе бюджетного бюро конгресса США прозвучали альтернативные варианты размещения элементов ПРО в Европе. В частности, предлагается разместить противоракеты и радар не в бывших соцстранах, а на существующих американских базах в Германии и Турции, а также на боевых кораблях у берегов Румынии и Италии. Как вы оцениваете эти предложения?
Койл: Эти инициативы, будучи хорошими по замыслу и намерениям, предлагают лишь переброску элементов ПРО в другие географические точки. Но главные технические проблемы, присущие всей программе ПРО, не могут быть решены простой сменой местоположения отдельных элементов общей системы.
РГ: Считаете ли вы, что якобы имевшие место предложения президента США Барака Обамы остановить программу ПРО при условии российско-американского сотрудничества в целях прекращения ядерной программы Ирана могут стать конструктивной платформой для решения существующих между Москвой и Вашингтоном разногласий?
Койл: Да, я поддерживаю такой подход. Более того, я верю, что новая администрация Белого дома искренне настроена на сотрудничество с Россией.
РГ: Российское предложение по совместному использованию радара в Азербайджане для мониторинга ракетных угроз остается в силе. Насколько оно выглядит интересным для США?
Койл: Предложение о совместном использовании радара в Габале, с которым в прошлом выступил тогдашний президент Путин, действительно имеет преимущества как с американской, так и российской точек зрения. Этот вопрос будет тщательно разбираться в ходе американо-российских переговоров о будущем противоракетной обороны в Европе.
РГ: С учетом того, что договор по СНВ истекает в 2009 году, какие шаги нужно предпринять России и США для продолжения диалога по проблемам разоружения?
Койл: Возобновление переговоров по стратегическим вооружениям очень важно для обеих сторон. В то же время в США ждут, что прогресс на переговорах по снижению ядерных арсеналов Россия свяжет с сотрудничеством с США в области противоракетной обороны. Дальнейшие шаги в этой области обязательно должны включать транспарентность, которая позволит российской стороне посещать объекты ПРО в самих США, а также возможность ознакомиться с прототипами систем, предложенных для Европы. Такие визиты могли бы включать и наблюдение за американскими испытаниями в области ПРО. Кроме того, есть множество областей для технического сотрудничества, которое могло бы повысить степень доверия между странами.