В Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Фелицина работает выставка, в основе которой лежат рассекреченные документы из фондов Центра документации новейшей истории Краснодарского края и редкие фотодокументы из собраний музея-заповедника. Все они касаются трагической страницы нашей истории - невиданного голода, охватившего осенью 1932 - весной 1933 года Северный Кавказ, Поволжье, Украину, Казахстан. Причем технологии создания искусственного голода впервые были опробованы именно на Кубани, а в последствии они уже были перенесены на другие регионы СССР, включая Украину.
В течение долгих десятилетий публично упоминать об этой трагедии было запрещено, и только устная история Кубани хранила многочисленные свидетельства выживших очевидцев. "После издания многотомного академического сборника документов "Трагедия советской деревни", в работе над которым приняли участие и региональные исследователи, этот этап историографических проблем остался в прошлом, - говорит заместитель руководителя Центра документации новейшей истории Краснодарского края Ирина Бондарь. - Историки справедливо рассматривают голод как порождение аграрного кризиса и беспощадной политики хлебозаготовок, посредством которой сталинское правительство решало задачи форсированного развития тяжелой промышленности и индустриализации страны".
Однако до сих пор сохранившиеся в архивах документы не были общедоступны, хотя практически все фонды политотделов, сельских райкомов ВКПБ(б) и районных комиссий по чистке партии уже давно рассекречены. И вот на Кубани впервые решили выставить самые интересные из них на всеобщее обозрение. В экспозиции открывшейся в Краснодаре выставки - 174 уникальных документа и редчайшие фотографии из музейных архивов. Все документы распределены по трем тематическим блокам, позволяющим проследить все стадии трагедии голода на Кубани. Теперь наглядно видно, что именно здесь впервые была апробирована система уничтожения населения путем изъятия продуктов питания и зерна, включая семенной материал, у самих колхозов. Выездную диктатуру возглавлял руководитель сельскохозяйственного отдела партии, член Политбюро Лазарь Каганович. Он лично предложил "выселить в кратчайший срок в северные области СССР из станицы Полтавской, как наиболее контрреволюционной, всех жителей…". Следом на "черные доски" были занесены Медведовская, Урупская, Уманская - всего 13 кубанских станиц. Их жители полностью лишались продовольствия и обрекались на голодную смерть. Немногие выжили и из тех, кто принудительно выселялся. Примечательно, что первое подобное решение бюро крайкома партии по кубанским станицам было принято 4 ноября 1932 года, а на Украине подобные действия властей начались лишь через месяц с лишним.
В числе первых гостей выставки стали депутаты Законодательного собрания Краснодарского края, краеведы, преподаватели исторического факультета Кубанского государственного университета, представители украинской диаспоры, а также дети и внуки переживших голод казаков. Из станицы Елизаветинской приехали представители семьи Ляшко (казак Николай Ляшко был выслан и чудом выжил на чужбине). Его дочери передали в музей сохранившиеся в семейном архиве фотографии, и они стали частью экспозиции выставки "Рассекреченная трагедия". Многие ее посетители не скрывали слез. Они говорили о том, что за всю свою историю Кубань не знала таких людских потерь, как в начале 30-х годов прошлого века.