11.03.2009 01:30
    Поделиться

    Николай Долгополов: Футболисты "Челси" все-таки добрались до коммунизма

    Если бы британский утопист Томас Мор, пытавшийся представить, как будет устроено светлое будущее человечества, смог увидеть, насколько безукоризненно функционирует лондонский клуб, он бы констатировал: футболисты "Челси" все-таки добрались до коммунизма.

    Поле, британское поле

    С чего бы начать? Все-таки с очевидного, с того, с чего и начинается футбол - с поля. На базе "Челси" в Кобхэме взгляду предстает необычнейшая для россиянина картина. Куда ни кинешь взгляд, до самого горизонта простираются зеленые, травинка к травинке, бескрайние поля. Их, как специально уточнил для меня руководитель пресс-службы "Челси" Стив Аткинс, ни больше ни меньше как 32. Несколько из них - с подогревом. Штук 8 предназначены для юношеской Академии футбола, расположенной здесь же. Некоторые сознательно уменьшенного размера, чтобы удобнее проводить тренировки. Я был внимателен, напорист и решителен: уж очень хотелось в начале марта отыскать в этой зелени потертости, проплешины... Не удалось, к счастью. Поля абсолютно идеальны. За ними "ходят" специалисты, холя словно малых детей. А малые дети, тренирующиеся в Академии "Челси", с детства привыкают к хорошему, легко осваивая технические премудрости. В таких условиях просто грех не заиграть.

    Рядом с двумя основными полями, где тренируется первый состав, удобная яма, наполненная песком. Прямо проводи хоть первенство мира по прыжкам в длину. Рассказывают, здесь очень любил заниматься, разрабатывая икры, Андрей Шевченко. Игроки шутили: Шева приехал из Италии, чтобы повозиться в большой песочнице.

    Ну а обо всех тренажерах, оборудовании для массажа, роскошных тренировочных залах, новейшем оборудовании рассказывать не собираюсь. Всем этим забиты высоченные и широченные залы с огромными стеклянными стенами. Все, что происходит внутри, хорошо видно снаружи, секретов нет.

    Но к чему соль на наши отечественные раны? Глядя на это великолепие, невольно отдаешь дань и сынам России. Их бы в такие условия, глядишь, давно бы стали чемпионами Европы или того больше - и без всякого Хиддинка.

    И еще. Наш тренер - патриарх Анатолий Владимирович Тарасов наверняка бы схватился за голову. На базе никаких жилых помещений для игроков не предусмотрено. Футболистам-профессионалам свято доверяют и жить под присмотром 7 нянек не заставляют. Как поведал все тот же Стив Аткинс, клуб помогает игрокам разных стран и народов снять подобающее жилище поблизости от Кобхэма, дабы не терять времени на дорогу.

    Гус, мы уже на базе

    Хиддинк чувствует себя здесь как рыба в воде. Пусть, завидев русских журналистов, приветствовал нас традиционно заученным набором: "Здравствуйте, привет, как дела?" и изобразил на лице гамму доброжелательности. Ему здесь хорошо и без нас. Я с удовольствием слушал, с какой радостью отдавал он команды своим подопечным на полуродном ему английском. Какая экспрессия, гамма чувств, выразительность!

    На наших глазах он еще раз продемонстрировал, что это значит - быть Гусом-везунчиком. Накануне, гоняя на своем поле на "Стэмфорд Бридж" вничью со скромненьким середняком из райцентра Уиган, он опять совершил чудо. На 91-й минуте, допустив грубое нарушение правил, его футболисты забили гол в ворота гостей. На пресс-конференции их седовласый и охрипший от обиды тренер Стив Брюс шипел: "Нельзя так относиться к людям из маленьких городков, это уже не первый раз. Ведь все видели нарушение". А Хиддинк и потом одерживал победу за победой - пять матчей на ура. Нет, не зря Роман Аркадьевич срочно выписал его, как редкое спасительное лекарство из Москвы - Амстердама.

    Знает ли сам мистер Хиддинк, что он прирожденный везунчик?

    Идеал в квадрате

    "Стэмфорд Бридж" - прямо в центре Лондона, в той его части, где дома и их жители богаче, а цены в магазинах повыше. Не зря игроков "Челси" кличут "аристократами". Стадион выступает прямо зубом, торчащим из глотки большого города. "Стэмфорд Бридж" несколько старомоден, его пытаются расширить, прикупив землицы, наверное, если не самой, то одной из наиболее дорогих в мире.

    В былые годы мне довелось посещать немало матчей "Глазго Рейнджерс" в одноименном шотландском городе Глазго. Скажу только, что одно лишь пребывание после игры в подземке вместе с набравшимися, раскачивавшими вагоны метро фанатами представляло собой определенную опасность. Лишь присутствие сотен констеблей на стадионе внушало какою-то надежду на спасение.

    В Лондоне я не видел, хотя и очень старался, ни единого здорово подгулявшего. Порядок на подступах фантастически идеальный. Вот уж куда можно ходить с женами и малыми детьми. Кстати, соседняя с ложей прессы трибуна была забита папашами-мамашами со своими чадами. В эти сектора, именуемые "детскими", продаются специальные билеты.

    До и после игры можно заглянуть выпить-перекусить в рестораны и бары. Купить без особой очереди еду подешевле в многочисленных, однако никак не портящих общего вида киосках. Я же предпочел провести время в фирменном магазине "Челси" в 14 (считал сам) шагах от входа на трибуну. Тут есть все, что только угодно строгой болельщицкой душе. Давайте для наглядности приведу список сделанных покупок. На всех - атрибутика любимого клуба. (1 фунт в обменнике - примерно 50 рублей.) Голубая майка с гербом клуба на груди и с моей фамилией и годом рождения вместо номера на спине - 14 фунтов 99 пенсов. Шапочки самые разные и очень удобные - от 5 до 8 фунтов. Майка фирменная, но без номера и фамилии - 10 фунтов. Плотная осенняя куртка на молнии - 30 фунтов. Весь магазин был забит болельщиками, которых не тянет называть фанатами. Все что-то покупали, выбирали, советовались с вежливыми мальчишками-продавцами. Цены немаленькие, но тратится легко. Здесь чувствуешь себя человеком, к которому твой клуб относится с уважением.

    Это о простых, как мы говорим, любителях спорта. Еще в полутора минутах ходьбы - ложа прессы. Она не поражает гигантизмом или суперсовременным оборудованием. Но тут журналист сразу ощущает себя своим. Отличный, извините за подробности, абсолютно бесплатный обед из четырех-пяти блюд я отведывал и в Глазго. Но на "Стэмфорде" дают и крупно напечатанный состав команд, и специально выпущенную к матчу книгу, простите, брошюру в 76 страниц со всеми подробностями из жизни клуба. В перерыве тебя, несколько замерзшего, снова подкармливают и отогревают чаем- кофе. А после победного матча всем предлагают по рюмке-три сухого или кружке пива.

    Трибуны сугубо футбольного стадиона совсем близко от поля. Из нашей ложи прессы я слышал перекрикивания футболистов и четкие указания Хиддинка.

    Места удобные, широкие. На виповской трибуне есть ряд, где сиденья еще попросторнее остальных. Они, как рассказал служитель, которого я за язык не тянул, особые - с подогревом. "Он себе может это позволить", - улыбнулся наш седовласый гид.

    Мы, в Москве, часто и по привычке сетуем: футбол-то стал у нас лучше, а чаво тогда не ходють? На "Стэмфорд Бридж" далеко не звездный матч собрал 40 750 человек. Стадион вмещает 42 тысячи. Почему пришли, наверное, ясно.

    В святая святых

    Наша национальная Академия футбола, устроившая для группы российских журналистов двухдневный марш-бросок в Лондон, пригласила осмотреть стадион. Это не честь, а право, предоставляемое любому выложившему 3 своих честных фунта. Для начала выдается нечто вроде медали на ленте: на ней то же название "Челси" с эмблемой. Сначала ведут в музей, где в нескольких залах - ценнейшие экспонаты. Потом - детальный рассказ о стадионе. Но я поведаю только об одном. О раздевалке.

    Сначала нас завели в раздевалку гостей. Ничего впечатляющего. Потом по просьбе трудящихся привели в хозяйскую. И теперь могу твердо сказать: если кто-то из футболистов - или тренеров - отказался перейти в "Челси", то это большой чудак. Раздевалка величественна и проста одновременно. Она просторна и воздушна. Здесь сауны, ванные комнаты, массажные столы и комнаты, тренерская, стенды, на которых Хиддинк рисует теперь хитроумные схемы игры.

    Огромное помещение отдано непосредственно нескольким десяткам ящичков - высоких, просторных стенных, в которые и вешают вещи футболисты. На каждом ящике - майка с фамилией владельца. Интересно, что, как и везде, игроки почкуются по национальным интересам: французы, бразильцы и т.д. располагаются вместе, рядом. Коренные англичане, коих в интернациональном "Челси" всего 25 процентов, - справа, несколько отдельно. Кстати, знаете, в каком английском клубе больше всего доморощенных? Правильно, вы этот клуб недавно видели - в "Астон Вилле" 79 процентов.

    Почему-то очень запомнилась такая деталь. Я попросил служителя открыть ящик - раздевалку. И глазам представилась интересная картинка: в него вделан состоящий из двух частей сейф. В одну, поменьше, кладут часы и драгоценности, в другую, побольше, - толстые кошельки.

    Поделиться