11.03.2009 03:00
    Поделиться

    В России резко выросло число дел по клевете и ложным доносам

    Юристы отмечают необычный факт: начали работать статьи Уголовного кодекса, которые до сих пор считались "мертвыми". До недавнего времени практически не было уголовных дел по ложным доносам. А теперь едва ли не каждый день на скамье подсудимых оказывается около десяти наговорщиков и поклепщиков.

    По мнению экспертов, в будущем их число только увеличится.

    Богатые возможности для любителей возвести на ближнего напраслину открыла борьба с коррупцией - само по себе дело благое. Во всех правоохранительных ведомствах сегодня открылись многочисленные телефоны доверия и "горячие линии", по которым можно сообщить о нечистых на руку чиновниках. А в самое ближайшее время во всех федеральных органах исполнительной власти будут созданы службы по профилактике коррупции. У граждан появится еще один адрес, куда можно писать и стучаться.

    Рост сознательности граждан объясняется и финансовой причиной: во многих регионах вошло в практику платить за информацию о преступлениях. Но только за правдивую. Между тем исторически сложилось, что авторы сигналов "куда надо" не всегда сообщают правду, одну правду и ничего, кроме правды. Далеко не всегда. Причины для оговора бывают самые разные: зависть, желание подсидеть начальника или избавиться от коллеги-конкурента. Иногда - банальная месть. Например, в милиции нет отбоя от анонимных звонков, сообщающих о вымогательствах взяток сотрудниками ГИБДД. По мнению экспертов, чаще всего жалуются как раз те, у кого мзду на дороге не взяли.

    - Нередко звонившие пытаются оклеветать невиновного инспектора, который наложил штраф за нарушение и тем самым обозлил водителя. Но этот номер никогда не проходит, - поясняют в МВД. - Сбор доказательств осуществляется тщательно, одного сообщения, тем более анонимного, для признания вины инспектора не достаточно.

    Некоторые водители объясняют свое инкогнито тем, что боятся наказания за дачу взятки. Однако по закону водитель, чистосердечно сообщивший о вымогательстве взятки, освобождается от наказания. Уголовная ответственность предусмотрена только за заведомо ложный донос.

    Нередко наговаривают на следователей и судей. Но если еще несколько лет назад подобные сигналы просто клали под сукно, сегодня все чаще заводят по ним уголовные дела. Против авторов. Один из свежих примеров: в Татарстане некий гражданин обвинил мирового судью в том, что тот получил взятку. Самого заявителя обвиняли в том, что он оскорбил местного чиновника. Однако подсудимый решил сам стать обвинителем. Точнее - обличителем. Он написал заявление на имя прокурора республики, что мировому судье оплатили обвинительный приговор в отношении него. Прокуроры два раза предупредили гражданина об ответственности за заведомо ложный донос. Он продолжал настаивать. В итоге следствие коррупции не нашло, а самого обличителя осудили на два года условно.

    - Конечно, в таких делах всегда остается подозрение, что правоохранители по каким-то причинам не стали доискиваться до правды и просто ударили по рукам заявителя, - сказала "РГ" юрист Виктория Цыганкова. - Однако факт остается фактом: ложные доносы у нас весьма популярны. Как с этим бороться? В Древнем Риме если обвиняемого оправдывали, то наказывали того, кто его обвинял. Примерно такая система действует и у нас. Но если раньше статьи за ложный донос и клевету считались мертвыми, то теперь по ним каждый год выносятся тысячи приговоров.

    Как сообщили "РГ" в Судебном департаменте при Верховном суде, только за шесть месяцев прошлого года было осуждено около двух тысяч человек за ложный донос. 60 дел по ложному доносу было прекращено за примирением сторон. Еще 650 граждан были осуждены за клевету.

    Иногда доносительство становится манией. Наверное, каждый судья, адвокат или прокурор сможет рассказать массу таких историй. Но мания - это болезнь. А болезнь надо лечить. За шесть месяцев прошлого года на принудительное лечение были направлены 10 ложных доносчиков и 20 клеветников. Правда, лечение им прописывали не за хроническое сутяжничество - официально такого диагноза нет, - а за что-нибудь другое. Характерный пример. В Амурской области 70-летняя старушка пропила с подружками пенсию. Возвращаясь после застолья домой, бабушка потеряла свой паспорт и пенсионное удостоверение. Протрезвев, она повела себя как школьница. Испугавшись скандала, наврала с три короба. Мол, на улице ее ограбил неизвестный мужчина: выхватил из рук деньги с документами и скрылся. Для пущей убедительности она даже написала заявление в милицию. Однако трое собутыльников выдали ее с головой. В итоге старушке предъявили обвинение в заведомо ложном доносе. Эксперты установили, что пенсионерка страдает хроническим психическим расстройством, и совершила преступление в состоянии невменяемости. В итоге суд назначил ей принудительное лечение в спецклинике.

    Наветы по рейтингу

    Собственно большинство дел по доносу примерно такие - граждане лгут с бытовыми целями. В рейтинге ложных доносов лидируют заявления о кражах при пропаже документов. Дело в том, что за восстановление утерянного паспорта надо платить. А если документ украли, оформить новый гораздо дешевле. Поэтому граждане выбирают кражу. До недавнего времени фокус удавался. Однако с недавних пор за такие заявления стали сажать, как за ложные доносы.

    На втором месте - ложные автоугоны. Часто бывает, что водитель совершил нарушение и испугался. Поэтому он бросает машину на обочине, а сам бежит в милицию, заявлять, что ее угнали. А это тоже ложный донос. Счет осужденных за него водителей уже идет на сотни. То, что доносчики при этом никого конкретно не обвиняют, дела не меняет. Ведь потенциально они могут кого-то подвести под статью, а вдруг органы арестуют не того? Шанс совершить ошибку и наказать за придуманное преступление невиновного весьма реален.

    Третье место - изнасилования. Очень скользкое дело. Принцип - или он меня в загс, или я его в прокуратуру - по-прежнему живее всех живых. Недавно "РГ" сообщала о случае, когда житель Челябинска провел три месяца в СИЗО по ложному обвинению в изнасиловании. Выяснилось, что девушка оклеветала его просто из личной неприязни. Они раньше встречались, а потом разбежались. Безусловно, насилие - страшное преступление. Но не менее распространен и женский шантаж - не хочешь быть мужем, пойдешь по статье как насильник.

    Четвертое место - просто шалости и глупости. Например, подросток потратил родительские деньги, а потом испугался и решил повесить все на мифических грабителей. А бывает, что молодежь развлекается такими "шутками". Про сообщения о "минировании" школ и вокзалов написано много. Для таких заявителей в Уголовном кодексе даже предусмотрена отдельная статья - "заведомо ложное сообщение об акте терроризма". Встречаются среди горе-юмористов и оригиналы. На Ставрополье невеста, чтобы проверить чувства жениха, организовала собственное похищение. Двое приятелей девушки позвонили жениху на мобильный и потребовали за невесту выкуп в 20 тысяч рублей. Чувства оказались крепкими. Друг "похищенной" смог собрать только 16 тысяч рублей. Одновременно молодой человек обратился в правоохранительные органы, чтобы спасти любимую. После передачи денег милиционеры задержали шутников, правда о "похищении" была раскрыта, а в отношении девушки было возбуждено уголовное дело по статье "Заведомо ложный донос". Возможно, теперь она вновь сможет испытать чувства любимого: будет ли он ждать ее из тюрьмы? За ложный донос предусмотрено наказание до шести лет неволи. Впрочем, чаще всего осужденные получают штраф или условный срок.

    Кстати

    Интересно, что если гражданина обвиняют в преступлении, то он может лгать. Мол, это не я убил, а сосед дядя Вася. По закону это рассматривается как способ защиты. Главное, чтобы следователь не клюнул на такую утку. Однако если подследственный начнет говорить о других преступлениях, к делу не относящихся, мол, а еще мой сосед банк ограбил, то здесь чистейший случай ложного доноса.

    Поделиться