Густав Хорн: Единой Европы на самом деле нет

По данным Всемирного банка, экономический кризис может оставить в 2009 году за чертой бедности 46 миллионов человек по всему миру. Международный валютный фонд понизил прогноз темпов роста мировой экономики в 2009 году до "ниже нуля". Об этом заявил управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Кан. О том, какое будущее ждет Европу в связи с кризисом, "РГ" беседует с руководителем Института макроэкономики и анализа конъюнктуры Германии Густавом Хорном.

Российская газета : Недавно венгерский премьер Ференц Дюрчань в ответ на отказ Евросоюза выделить более 200 миллиардов евро для помощи "новичкам" ЕС из Восточной Европы заявил о появлении нового "железного занавеса"? Насколько он был прав?

Густав Хорн : Я считаю высказывание премьера Венгрии не более чем эпатажной полемической формулировкой, преувеличением. Не для того создавался Евросоюз, чтобы делить его "железными занавесами", ширмочками, перегородками на отсеки, на какие-то островки. Трудно сейчас всем странам-членам ЕС, каждой по-своему. И так называемым "ветеранам", и новобранцам. Но от планов отгородиться, обособиться никто ничего бы в Европе не выиграл.

РГ : Насколько сегодня жизнеспособен в условиях кризиса тезис о единой Европе?

Хорн : Единой Европы на самом деле нет, по крайней мере с экономической точки зрения. Все страны ЕС имеют свои особенности, все находятся на разных стадиях развития. Поэтому и помощь тем, кто в ней особенно нуждается, во время кризиса должна оказываться в индивидуальном порядке, а не за счет общего пакета финансовых вливаний для целого региона. Так эффективней.

РГ : Некоторые немецкие эксперты утверждают, что безработица и в Германии, и в Европе сойдет на нет сама собой. Под влиянием демографического фактора. Нации стареют, все меньше приток молодежи на производство.

Хорн : Если бы все было так просто. Подобный анализ неприемлем с моральной точки зрения, поскольку стал бы косвенным поощрением снижения рождаемости. Такое явление действительно наблюдается в обществе, но я бы не стал говорить о нем в подобном контексте. В действительности решение проблемы безработицы зависит от целого ряда факторов, а не только демографического.

РГ : Насколько оправданны надежды европейцев на экономическую помощь Америки?

Хорн : Америка настолько потрясена кризисом, что сейчас ей необходимо помогать в первую очередь себе. Я надеюсь, что страна со столь мощной экономикой в конечном итоге справится со своими проблемами. Но значит ли это, что европейцы должны до той поры сидеть сложа руки и терпеливо ждать? Мы, право же, не настолько прониклись духом иждивенчества. Европа сама может внести соответствующий ее потенциалу вклад в процесс преодоления последствий глобального кризиса. Но не надо думать, что каждый будет выбираться из кризиса в одиночку. Это задача общая. На солидарность и координацию усилий в процессе ее решения и приходится в первую очередь надеяться.

РГ : Какой вам видится геополитическая картина мира после кризиса?

Хорн : Эта картина станет, я бы сказал, значительно более красочной. В том смысле, что государства, которые сравнительно недавно считали серыми лошадками, проявят цвет. Могу сказать, что претендентов на ведущие роли станет значительно больше. Их уже становится больше, и кризис эту обозначившуюся тенденцию лишний раз подчеркнул. Обсуждать меры борьбы с его последствиями собиралась уже не "семерка" или "восьмерка" лидеров традиционно ведущих государств, а "двадцатка". И это о многом говорит.