Игорь Шувалов предложил ввести регистрацию цен на лекарства

Вчера в Белом доме снова обсуждали меры по борьбе с кризисом. И заседание Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова длилось почти 5 часов.

На заседании обсуждались прежде всего вопросы регулирования цен на продукты питания и лекарственные средства. О важности этих тем говорит и состав участников заседания. На нем присутствовали министр финансов Алексей Кудрин, глава минздравсоцразвития Татьяна Голикова, глава Сбербанка Герман Греф, помощник президента Аркадий Дворкович, вице-премьер Александр Жуков, глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Ситуация на рынке продовольствия и лекарственных средств складывается действительно очень непростая. В то время как средний уровень доходов населения снижается, средняя цена продовольственной корзины возрастает. По словам Игоря Шувалова, более 58 процентов россиян очень обеспокоены вопросом повышения цен на продукты питания и лекарства. Шувалов отметил, что особое беспокойство граждан вызывает рост цен на мясную продукцию, что объясняется в первую очередь импортной зависимостью. Первый вице-премьер заверил, что в текущем году задачи по увеличению производства отечественной мясной продукции будут выполнены. Цены на такие базовые продукты питания, как хлеб и молоко, по словам Шувалова, в ближайшее время должны стабилизироваться.

Что касается лекарственного рынка, то здесь Шувалов предложил ввести обязательную регистрацию предельных цен на лекарственные препараты как отечественного, так и зарубежного производства. Механизмы такой регистрации сейчас обсуждаются в правительстве.

В ближайшее время предполагается существенно увеличить производство отечественных лекарственных препаратов, а также стабилизировать ситуацию с аптечными сетями. "Сегодня не все аптечные сети чувствуют себя уверенно, - отметил первый вице-премьер, - многие из них испытывают серьезные проблемы с кредитованием". Еще одна проблема в этой сфере, по словам Шувалова, связана с тем, что отечественные продовольственный и лекарственный рынки пока не обладают достаточным уровнем прозрачности. Кроме того, в обеих сферах пока еще сильна импортная зависимость. По мнению первого вице-премьера, до конца года планируется принять закон о торговле, который тоже призван улучшить ситуацию на рынке в условиях кризиса.

Вместе с тем Шувалов считает, что никаких административных "потолков" для ограничения роста цен на продовольствие вводить не нужно. По мнению первого вице-премьера, это может лишь ухудшить и без того непростую ситуацию в этой области. Вместо этого нужно постараться выработать "цивилизованные правила поведения для продавцов и производителей". Шувалов также отметил, что государство по-прежнему готово помогать компаниям и корпорациям, которые в кризисных условиях испытывают проблемы с выплатой крупных долгов. Однако, по словам первого вице-премьера, вхождение государства в капиталы корпораций будет происходить лишь в особых случаях. "Это каждый раз исключительная мера, - подчеркнул Шувалов, - и она может быть принята только после тщательного обсуждения".

мнения

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития:

- Мне кажется наиболее вероятным прогноз по инфляции на уровне 15 процентов или немного выше. В худшем случае рост цен может составить и 20 процентов.

Какое-то время на инфляции еще будет сказываться эффект девальвации рубля. Но, как мне кажется, причин для дальнейшего значительного падения курса рубля больше нет: цены на нефть так резко снижаться уже не будут. Однако, к сожалению, сохраняется другая главная причина роста цен - отсутствие конкуренции. Все монополии - большие и маленькие - пытаются компенсировать снижение спроса повышением цен. У нас и докризисная инфляция, которая тоже росла немаленькими темпами, в основном была связана с монополизацией экономики.

Минфин сейчас ставит задачу в ближайшие годы снизить инфляцию до 5 процентов. Но вопрос - как это сделать. Надо вызывать конкуренцию, разбивать все монополистические рынки. Второй путь - это ориентация на отечественных производителей, создание для них благоприятных условий. Возможно, надо вести речь о снижении для них налоговых ставок, введении пошлин на аналогичные импортные товары. Но при этом помогать только реально работающим предприятиям. А введение импортных пошлин возможно только в том случае, если вы твердо знаете, что через два-три месяца отечественный производитель заработает на полную мощь и обеспечит товарами наш внутренний рынок.

А вот заморозка цен - это путь в никуда. Мы такое проходили много раз. Если говорить, допустим, о торговых надбавках к издержкам производителя, то этим заниматься можно. Но для этого надо очень точно и четко прокалькулировать издержки производителя, понять, что они обоснованны, а не завышены, и тогда их можно на какое-то время фиксировать. Я думаю, что по основным социально значимым товарам такую схему применять вполне возможно.

Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы:

- Судя по тому приросту цен, который мы наблюдаем с начала года, по его итогам инфляция может достичь 16-17 процентов. При этом, не исключено, подорожание продовольственных товаров окажется выше роста общего уровня потребительских цен. Оно может составить 17-20 процентов.

Основную роль в разгоне инфляции играет снижение курса рубля и, соответственно, подорожание импортных товаров. Влияние девальвации оказывается столь сильным из-за высокой степени монополизации нашей экономики. Другой важный фактор - рост регулируемых государством тарифов на газ, транспорт и коммунальные услуги.

Есть ли у нас возможность притормозить инфляцию? В обычной ситуации для этого требовалось бы ограничить спрос. Такой рецепт был актуален вплоть до лета прошлого года, поскольку инфляция объяснялась перегревом экономики. Но сейчас ситуация другая. Сегодня мы не можем сокращать спрос, поскольку это сработает на углубление кризиса. Наоборот, идет речь о стимулировании спроса.

В некоторых случаях для снижения инфляции можно использовать меры таможенно-тарифного регулирования, например, ослабление импортных квот или снижение пошлин на отдельные виды товаров. В условиях кризиса, впрочем, это тоже не самая популярная мера, потому что параллельно ставится вопрос о защите отечественных производителей. В любом случае надо искать компромисс между интересами производителей и потребителей.

Если же попытаться задействовать еще один административный рычаг и установить предельные цены на социально значимые продукты, то в целом ситуацию с ценами это не изменит. Но зато может отбросить нас от рыночной экономики практически к "советской" экономике и временам дефицита. Установленные "сверху" цены могут оказаться невыгодными для производителя, и он попытается отыграться на других товарах. Тогда цены на них поползут вверх, а товары с лимитированным ценником могут вообще исчезнуть из продажи.

Что же касается критически предельного уровня инфляции, то нам ни в коем случае нельзя выходить за 20 процентов в год. Это грозит потерей веры в способность ЦБ держать инфляцию под контролем, утратой ценовых ориентиров и новым витком подорожания. Рост цен ляжет тогда тяжелым бременем на граждан, увеличит социальную нагрузку на бюджет и затруднит выход экономики из кризиса.

Евгений Надоршин, старший преподаватель Государственного университета-Высшая школа экономики:

- Оптимистичный прогноз по инфляции на этот год - 15 процентов. Цены будут расти практически на всю импортную продукцию. Исключение могут составить лишь те товары, которые завозятся из стран развивающихся рынков, где национальные валюты также существенно ослабли.

На них приходится значительная часть импорта плодоовощной и мясо-молочной продукции. Однако и здесь во второй половине года возможны проблемы, если у крупных экспортеров из Бразилии, Австралии и Новой Зеландии возникнут сложности из-за кризиса или неурожая. Именно они, напомню, привели к рекордному росту цен на молочную продукцию в 2007 году.

В то же время сейчас у страны есть хороший шанс подтянуть производство отечественных продуктов питания. Это снизит зависимость наших цен от курсовых колебаний. При этом хорошо бы, развивая и поддерживая АПК, обратить внимание на пищевую промышленность, переработку. Сейчас для этого появились новые возможности: подешевела рабочая сила, стоимость аренды. Пищевая промышленность не требует больших инвестиций, а вложения в нее дают быструю отдачу. Параллельно следует усилить некоторые сегменты химической промышленности, производящей красители, консерванты для пищевиков. Все это не требует внедрения суперсовременных высоких технологий. И я, например, не понимаю, почему в наших магазинах невозможно купить чистые, упакованные овощи отечественных производителей. Вся такая продукция - импортная, и наши производители почему-то не хотят заработать те несколько рублей, которые получают на упаковке и товарном виде их зарубежные коллеги.