В Москве на улице Маросейка, 17, находится Консульский отдел посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Здесь ждут белорусских граждан по вопросам гражданства, постоянного жительства, легализации, ЗАГСа, нотариата... На вопросы нашей газеты отвечает начальник Консульского отдела посольства Беларуси в России Сергей Бобов.
- В последнее время, - сказал он, - подписан ряд соглашений, облегчающих россиянам и белорусам свободно перемещаться, устраиваться на работу, лечиться, учиться и т.д. в наших государствах. Особо выделю вступившее недавно в силу Соглашение между Беларусью и Россией об обеспечении равных прав граждан наших стран на свободу передвижения, выбора места жительства на территории стран - участниц Союзного государства.
- Вам приходится едва ли не каждый день сталкиваться с заявлениями белорусских граждан, находящихся на территории РФ. Как, на ваш взгляд, изменился их правовой и социальный статус? Легче ли теперь белорусу трудоустроиться в России, получить медицинскую помощь и т.д.?
- Безусловно. Наши граждане при трудоустройстве не сталкиваются с такими проблемами, как признание дипломов либо иных документов об образовании, квалификации. Гарантированы их права в сфере социального и пенсионного обеспечения наравне с российскими гражданами. Тем не менее имеются нюансы, так как при равных правах граждане Беларуси в юридическом смысле имеют статус иностранца в России. Ведь как было раньше, приехал гражданин в Россию из Беларуси и в течение трех дней должен встать на миграционный учет. Согласно вступившему в силу Соглашению у граждан есть целый месяц (30 дней), в течение которого они могут находиться на территории друг друга без регистрации. За это время можно и уладить все дела с работодателем, и подписать контракт на год, а затем оформить миграционный учет на этот год. У гражданина теперь руки более развязаны, что не может нас не радовать. Упростится и процедура получения нашими гражданами вида на жительство в России.
- Много ли к вам обращается белорусов в связи с новым Соглашением?
- Парадокс заключается в том, что когда у наших соотечественников все нормально, то и большой необходимости в подобных обращениях не имеется. В основном наш контингент - люди, попавшие в беду.
- Например?
- Например, белорусы стали жертвами насилия, торговли людьми. Кого-то обокрали или человек устроился на работу "по-черному" в строительную организацию, его по сути обманули, а после всех мытарств он приходит в консульскую службу - ни документов, ни денег.
- Как это происходит? Как избежать подобных ситуаций?
- Недавно в белорусских СМИ прошла информация о том, что в Гомеле раскрыта организованная преступная группа, которая занималась набором нелегальной рабочей силы через объявления, по телефону и т.д. Гражданам предлагалась, как правило, работа не в самой Москве, а в Подмосковье или в регионах России. На словах все выглядело красиво, а вот на деле граждане оказывались фактически в трудовом рабстве. Бывают и объективные причины, когда белорусский гражданин работает месяц-второй-третий, а зарплаты так и не получает, все же кризис, финансовые трудности... Начинается следующий этап: куда идти? Согласно Конвенции о правовой помощи, заключенной между нашими государствами, белорусские граждане на территории России, как и российские граждане на территории Беларуси, пользуются всеми юридическими правами. В этом смысле у граждан Беларуси на территории России гораздо больше прав, чем у посольства. Например, мы как юридическое лицо не можем обратиться в суд, чтобы защищать интересы нашего гражданина, а сам гражданин или его законный представитель может обратиться в российский суд. Граждане Беларуси зачастую не понимают этого либо понимают однобоко. Например, если белорусский гражданин работает без контракта - на строительстве дач, коттеджей, - значит, изначально он сам себя определил во внеправовое поле.
- А что делать?
- Работать в правовом поле и, приехав в Россию, соблюдать требования российских законов. Если гражданин Беларуси упал на улице, сломал ногу - его отвезут в больницу, помогут, но через три дня скажут: надо либо оформить медицинский страховой полис, либо уезжать в Беларусь, либо платить... Ведь в России не обслуживаются бесплатно и сами граждане РФ, поскольку существует страховая медицина.
- Когда к вам приходят пострадавшие граждане Беларуси, что вы с ними делаете?
- Спасаем. Сначала удостоверяем личность, фотографируем, "закачиваем" фотографию в электронную почту, отправляем туда, откуда он приехал, чтобы его опознали - может, это скрывающийся преступник, может, человек выдает себя за другое лицо... К тому же на территории России полторы тысячи осужденных граждан Беларуси по всем категориям статей.
- Когда опознается подобный гражданин, он может уехать в Беларусь?
- Да, он отправляется на родину, чтобы на месте жительства получить новый документ. Но какой ценой? У нас на консульском учете состоят свыше 20 000 наших граждан. Это люди, которые оформили выезд из Беларуси официально. Большинство из них - люди с высшим образованием, среди них много инженеров, врачей, юристов, банковских работников. Сложно найти сферу экономики, в которой не трудились бы наши граждане в России. Но такова жизнь, повторюсь, что с теми, у кого все хорошо, к сожалению, мы общаемся гораздо реже, в отличие от тех, кто попал в беду. В 2008 году к нам обратились 32 человека, у которых в буквальном смысле при себе не было ничего. Помимо собственно необходимых консульских действий, о которых я говорил выше, есть ведь еще и сугубо человеческий аспект. Что бы ни случилось, это ведь наши сограждане, вольно или невольно оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. По этому помогаем людям, как можем: кормим, немного помогаем деньгами, покупаем билет на поезд и отправляем в Беларусь. Как правило, каждая экстремальная ситуация должна быть разрешена в течение одного дня. Возможность для размещения на ночлег в посольстве отсутствует, в ночлежке такой категории также отказывают. Если это выходной день, мы связываемся с Белорусским вокзалом, и уже по нашим обращениям человека сажают на поезд. Но повторюсь, что это экстремальные случаи, хотя они и не так уж редки.
- В выходные дни вы работаете тоже?
- Работает дежурная служба, но поскольку я неподалеку живу, то фактически работаю в круглосуточном режиме.
- Насколько выполняются законодательные акты на местах? Знают ли об особом статусе белорусов в Российской Федерации областные ОВД, российские работодатели...
- Конечно, знают. Хотя и здесь есть проблемы применения либо трактовки одного и того же правового документа в разных регионах. Ну а уж чего хватает с лихвой, так это бюрократических преград, чиновничьего бездушия. Как в известной интермедии: а принеси справку, которая подтверждает твою справку, и т.д. И человек ходит по кругу... В Конвенции, например, прописано, что документ, который скреплен печатью с изображением герба, признается как в России, так и в Беларуси. Да, есть много документов на белорусском языке, и мы их переводим на русский, но иногда нас просят перевести и печать! Зачем? Это атрибут, который прописан Конвенцией.
- Как вы выходите из положения?
- Двумя способами. Во-первых, если проблема принимает системный характер, она становится предметом переговоров в ходе межмидовских консульских консультаций, по результатам которых принимаются согласованные решения на межведомственном уровне. Во-вторых, просто идем навстречу людям и делаем то, о чем их просят: выдаем справки самого, казалось бы, невероятного характера, подтверждаем, заверяем, переводим и т.д. Родился человек в одном месте, а затем это уже стала другая область - справка, получил паспорт в один день, а в листке убытия - в другой - справка. У нас в Беларуси в аттестатах об окончании учебного заведения десятибалльная система оценок, а в России пятибалльная - справка, справка, справка и т.д. Как говорится, тут без комментариев...
- Куда чаще всего обращаются белорусские граждане - в посольство или в Постоянный комитет Союзного государства?
- Как я уже говорил выше, консульская служба посольства - это оперативная служба экстренной помощи гражданам. Системные же проблемы, требующие проработки и согласования в министерствах и ведомствах обоих государств, аккумулируются в Постоянном комитете Союзного государства. Например, по-прежнему актуален вопрос временного ввоза автомобилей. В настоящее время достигнута договоренность о выдаче документа, дающего право на многократный ввоз транспорта, сроком на полгода, хотя это и половинчатая мера. По нашему мнению, режим временного ввоза для транспортных средств давно можно было бы упразднить и люди сказали бы нам только спасибо.
- Ваши связи с региональными отделениями белорусского посольства в России? Как помогаете решать вопросы, как на местах могут защитить белорусских граждан, если, к примеру, виноваты местные милицейские или миграционные службы?
- Наши связи с региональными отделениями белорусского посольства в России очень плотные. Мы взаимодействуем практически по всем направлениям консульской работы. Да и нашим гражданам гораздо удобнее решать многочисленные проблемы поближе к месту своего жительства, ведь весь спектр консульско-правовой помощи они могут сегодня получить непосредственно в девяти городах России: Санкт-Петербурге, Калининграде, Краснодаре, Тюмени, Екатеринбурге, Хабаровске, Мурманске, Уфе, Новосибирске.
- Как решаются вопросы на местах по защите белорусских граждан? Есть ли примеры, когда виноваты местные милицейские или эмиграционные службы?
- У нас практикуется комплексный подход, и для его реализации в посольстве имеются свои механизмы. При посольстве работают представители МВД, Пограничного комитета, Генеральной прокуратуры. Поэтому, если обращения граждан касаются того или иного аспекта правового регулирования, у нас есть возможность подключить для их рассмотрения квалифицированных специалистов. Имеются такие примеры, когда после нашего вмешательства отменялись судебные решения, дела направлялись на дополнительное расследование. Произошел, например, такой почти курьезный случай: у одной нашей гражданки, которая проживает в отдаленном районе России, снесли сарай по решению суда. Мы подключились, оказалось, не все так просто, написали в Федеральную службу судебных приставов. В результате решение было отменено.
- Что должно произойти, чтобы к вам перестали обращаться?
- Пока граждане Беларуси являются иностранцами в России, их интересы должны защищаться, нужна будет и консульская служба посольства. Ведь помимо реагирования в экстремальных ситуациях консульская служба уполномочена регистрировать смерти, браки, устанавливать дееспособность, удостоверять договоры, оформлять доверенности, подтверждать подпись и т.д., и т.п. Недавно одна семейная пара - оба граждане Беларуси - захотела зарегистрировать у нас своего ребенка. Почему нет? За год мы осуществляем более 6000 нотариальных действий. Я уже не говорю о выдаче виз гражданам третьих стран, число которых год от года растет. Так что без работы в ближайшее время не останемся. Главное, чтобы мы все вместе уверенно продвигались по пути строительства Союзного государства. В этом, полагаю, заинтересованы народы обоих наших государств.