Цены на лекарства правительство будет сдерживать административными мерами. А вот на продовольствие предельные цены устанавливать не будут.
Такое решение приняла правительственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
"На рынке лекарственных средств есть большое количество посредников, которые занимаются перераспределением товара с целью довести до максимума цены для потребителя. На рынке продовольствия, несмотря на большое число посредников, ситуация иная", - объяснил разницу в подходах Игорь Шувалов.
По мнению Игоря Шувалова, цены на хлеб и молоко уже стабилизировались. И вообще он считает, что "стоимость продовольственной корзины должна быть стабильной, чтобы люди могли планировать свои расходы". До сих пор, однако, цены на самое необходимое растут.
Базарный день возвращается?
Еда дорожает во всем мире. Но если в Европе за прошедший год пища стала дороже на 3,6 процента, то в России - на 16,9 процента.
Разница в том, что у нас в стране во всех звеньях товаропроводящей цепочки, от энергетики до прилавка, царят частичные или полные монополии, считают многие эксперты.
Первый вице-премьер Виктор Зубков считает, что необходимо наладить мониторинг цен во всех звеньях цепочки. По его словам, сельскохозяйственное сырье в последнее время если и дорожает, то незначительно. Значит, неоправданный всплеск цен происходит где-то у переработчиков, оптовиков, розничных торговцев.
Так или иначе, многие аналитики прогнозируют дальнейший рост цен на продукты питания. Руководитель экспертной группы Евсей Гурвич предсказывает повышение цен на 17-20 процентов к концу года. Владельцы сетей обещали "вилку" от 25 до 45 процентов. Есть и более "экстремальные" мнения.
При всех минусах для потребителей подорожание продовольствия делает более привлекательным для бизнеса его производство. Предприниматели со своими деньгами стремятся туда, где прибыль больше. По идее это должно приводить к разрушению монополий. И в конце концов к снижению цен.
Правда, при кризисе, наоборот, монополии укрепляются. Сильные производители и торговцы проглатывают слабых и становятся еще сильнее.
Можно ли этому воспрепятствовать? В связи с этим в последнее время много говорят о поддержке малого бизнеса. Виктор Зубков сообщил недавно о намерении развивать мелкие молочные фермы. Скопом они могут составить конкуренцию гигантам. Кроме того, на высоком уровне обсуждается вопрос: не запретить ли продовольственным сетям торговать в выходные? И не "отдать" ли эти самые прибыльные дни рынкам?
Впрочем, эксперты считают, что такое решение едва ли будет принято. Хотя оно, возможно, и обострило бы конкуренцию за покупателя.
Головная боль от лекарства
Ситуация тревожная: 70-80 процентов импорта на нашем лекарственном рынке привели к тому, что при девальвации рубля таблетки росли в цене как на дрожжах. За год (итоги нынешнего февраля к февралю 2008 года), по официальным данным Росстата, среднее удорожание медикаментов составило 24 процента. Независимые эксперты пугают, что это далеко не предел и до конца года лекарства станут дороже еще как минимум на 20-30 процентов.
Некоторые возможные меры воздействия на фармрынок обсуждались в правительстве еще в январе - феврале. Например, предлагалось обратиться к региональным властям с тем, чтобы они как минимум не повышали арендную плату и коммунальные платежи для аптек. Дальше дискуссии, однако, дело не пошло.
Меры федерального уровня компетенции тоже обсуждаются не первый раз. Это, во-первых, упрощение (читай - ускорение и снижение стоимости) регистрации готовых лекарств и фармсубстанций для их производства. Во-вторых, удешевить импортные поставки могло бы снижение (хотя бы временное) таможенных пошлин.
Однако первый вице-премьер Игорь Шувалов озвучил, да и то весьма лаконично и без конкретики, лишь один способ воздействия на рынок: регистрировать предельные цены производителей на ограниченный перечень социально значимых препаратов. По этому пути, к слову, уже пошли некоторые регионы.