12.03.2009 05:00
    Поделиться

    Владимир Чуров: Кризис не оказал серьезного влияния на проведение выборов

    После завершения очередных региональных выборов, объединенных в единый день голосования, глава ЦИК Владимир Чуров побывал на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты", где подвел первые итоги очередного электорального цикла, рассказал об особенностях российской избирательной системы и о тонкостях избирательного законодательства.

    Российская газета: Владимир Евгеньевич, в чем, по вашему мнению, особенность прошедших выборов? В чем отличие от прошлых региональных кампаний?

    Владимир Чуров: Это был напряженный день. Прежде всего для избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов. Конечно, он был напряженным и для кандидатов. По сравнению с предыдущим единым днем голосования количество избирательных кампаний всех уровней увеличилось в три раза. По всей России прошло почти три с половиной тысячи кампаний, в выборах участвовали избиратели 79 из 83 субъектов. По сути, появление в законе понятия единого дня голосования привело к тому, что мы ежегодно имеем две федеральные кампании. Де-юре они, конечно, не общефедеральные, они не регулируются федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы и о выборах президента РФ, но они регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". В единый день голосования в списки избирателей внесли четвертую часть всего избирательного корпуса, а это, по сути, федеральный масштаб. Конечно, при проведении таких выборов возникает колоссальное напряжение, но тут есть и много плюсов.

    РГ: И каковы же главные плюсы?

    Чуров: Первый плюс - для партий. Четкий график, активное участие в избирательной кампании два раза в год позволяет им уже сейчас хорошо подготовиться и к выборам депутатов Госдумы шестого созыва в 2011 году, и к выборам президента в 2012-м. Не у всех партий хватает организационных ресурсов для участия в едином дне голосования, хотя мы стараемся информировать партии о предстоящих избирательных кампаниях задолго до их начала, чтобы они могли заранее рассчитать свои силы.

    При подготовке к голосованию происходили иногда забавные вещи. Например, в одной из кавказских республик обнаружился член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от одной из партий, который прописан в Москве и одновременно баллотируется кандидатом в депутаты в Татарстане. Получается, что он является членом комиссии одного субъекта, живет в другом субъекте, а кандидатом баллотируется в третьем.

    РГ: А это запрещено законом?

    Чуров: Нет, закон этого не запрещает. Можно даже участвовать в бесконечно большом количестве выборов, но мандат разрешается принять только один.

    Еще одно преимущество единого дня голосования заключается в том, что мы создаем Единый информационный центр в Москве. Его значение огромно. Мы фактически создаем единое информационное пространство для всех граждан России, они получают больше информации о том, как развивается политический процесс, как идут выборы у их соседей.

    В общем, на мой взгляд, введение единого дня голосования - это большое демократическое завоевание. Правда, для избирательных комиссий и политических партий это дополнительный объем работы, ведь совсем скоро начнется подготовка к новым региональным выборам, которые пройдут 11 октября. Мы предполагаем, что в этот день пройдет около двух тысяч кампаний разного уровня, а в двух субъектах Федерации пройдут выборы в органы законодательной власти. Таким образом, как вы видите, избирательный процесс становится непрерывным и расслабляться некогда. Наши сотрудники должны быть в постоянной готовности проводить единый день голосования два раза в год.

    Кстати, есть и еще одна особенность Информационного центра. Все данные о голосовании благодаря ГАС "Выборы" поступают параллельно и к нам - в Информационный центр, и в комиссии на местах. Потом данные суммируются у нас и суммируются в избирательных комиссиях субъектов Федерации, а затем сравниваются. Если возникают расхождения, мы начинаем разбираться в их причинах. Но расхождений, как правило, нет. Теперь для всех очевидно, что такая процедура резко уменьшает желание местных избирательных комиссий что-либо корректировать после дня голосования. Рука, может быть, и потянулась бы, но тут же возникает мысль: а что в Москве скажут? А в Москве все уже давно узнали и даже обнародовали.

    Конечно, к следующим выборам предстоит серьезно поработать над региональным избирательным законодательством. В ходе последних выборов обнаружилось несколько неточностей и несоответствий. Например, во Владимирской области нам пришлось вмешаться в работу местной избирательной комиссии и обязать ее зарегистрировать список одной из партий. Там сложилась такая ситуация: Законодательное собрание области накануне объявления выборов ввело незначительные технические изменения в порядок подачи документов для регистрации кандидатов. А избирательная комиссия области, которая должна была внести соответствующие изменения в свою инструкцию, по которой принимают документы партий, эти изменения не внесла. Естественно, закон выше инструкции. Поэтому, когда обнаружилось, что партия принесла не совсем те документы, какие положены по измененному областному закону, но те, которые предусмотрены в инструкции, нам пришлось вмешаться и обязать зарегистрировать ее кандидатов, потому что тут нет вины партии. И в этих случаях мы всегда исходим из смысла закона и интересов избирателя, каждого конкретного избирательного объединения.

    РГ: Вы и ваши коллеги не раз отмечали, что в ходе предвыборной кампании наблюдалась какая-то партийная "расслабленность", что многие региональные партийные отделения плохо подготовились к выборам. Как вы думаете, с чем это связано?

    Чуров: Думаю, что тут есть несколько причин. Обо всех причинах, наверное, скажут политологи и аналитики через некоторое время. Мы прежде всего проанализируем работу избирательных комиссий, потому что они обязаны вместе с партиями работать в течение всего периода кампании. Я всегда говорю своим коллегам из избирательных комиссий, что каждая недоработка или каждая ошибка любой партии - это одновременно и их ошибка, их недоработка.

    Мы еще два года назад поставили задачу плотно сотрудничать с партиями и с избирательными объединениями, которые выдвигают своих кандидатов на местные выборы. Мы регулярно консультируем их по практическим вопросам, по формам сдачи документов, по открытию специальных избирательных счетов.

    Еще одна проблема заключается в том, что во многих юридических вузах курсы по избирательному праву читают люди, как правило, очень далекие от практики избирательных процессов. Очень мало практиков занимаются преподавательской деятельностью. Мы сейчас будем обращать большое внимание на подготовку кандидатов, специально для этого был запущен проект "Школа молодого кандидата". Будем тесно сотрудничать с Минобрнауки России, следить за тем, чтобы избирательное право преподавалось в вузах, чтобы студенты-старшекурсники юридических вузов активнее приходили работать в участковые избирательные комиссии и в комиссии более высокого уровня.

    РГ: Наши собкоры в регионах отмечают, что на прошедших выборах было крайне мало наглядной агитации. Многие кандидаты даже не выступали со своей программой. Может быть, сказывается влияние финансового кризиса?

    Чуров: Я думаю, что нет. Такая картина была характерна далеко не для всех регионов, а лишь для нескольких. Вообще финансовый кризис не оказал серьезного влияния на проведение выборов. Кстати, несмотря на кризис, увеличилась величина избирательных фондов. К примеру, с марта 2005 года сумма избирательных фондов во Владимирской области увеличилась с 16,7 миллиона рублей до 38,4 миллиона, в Волгоградской области в 2003 году было 13,6 миллиона рублей, а сейчас - более 45 миллионов. В Карачаево-Черкесии с 2004 года количество средств в избирательных фондах увеличилось с 670,7 тысячи рублей до 3,3 миллиона рублей. Средняя величина избирательного фонда существенно выросла во всех без исключения 9 субъектах, где проходили выборы в законодательные органы власти. В целом по России по итогам предыдущих выборов в избирательные фонды всех партий поступило 109,3 миллиона рублей, а по итогам только что прошедших выборов - более 160 миллионов рублей. Таким образом, гипотеза о сокращении финансирования избирательных кампаний со стороны партий в целом не подтверждается.

    Более того, не подтверждается и гипотеза о низкой явке. Как вы знаете, явка по 9 субъектам, где проходили выборы в региональные органы законодательной власти, уменьшилась менее чем на один процент. Мы еще не имеем подробных сведений о среднем уровне явки на муниципальных выборах, но, по предварительным данным, он тоже несколько выше, чем на аналогичных кампаниях, не совмещенных с выборами другого уровня.

    РГ: А какова эффективность роликов, которые ЦИК выпускает с целью привлечения граждан на избирательные участки?

    Чуров: Эффективность роликов проверяется заранее на "фокус-группах" по профессиональной методике с учетом социального состава, возраста, уровня образования, средней заработной платы и прочих факторов. Другое дело, что ролики, которые выпускаются Центральной избирательной комиссией для всей России, естественно, получаются не такими острыми, как нам бы иногда хотелось. Ведь чем острее ролик, тем на более узкую аудиторию он рассчитан, тем лучше он будет воздействовать на избирателя. Адресное воздействие всегда лучше, но мы не можем рассчитывать только на одну социальную категорию, наши ролики показывают по всей стране. Поэтому по мере их "обкатки", по мере прохождения "фокус-групп" изначальная острота часто пропадает.

    РГ: Эти выборы стали первыми после того, как был утвержден новый принцип формирования Совета Федерации. Как вы считаете, внесло ли это какой-нибудь новый "колорит" в избирательный процесс?

    Чуров: Закон вступает в силу в 2011 году, через 2 года. Однако два члена Совета Федерации уже выставили свои кандидатуры на этих выборах. Я объясняю это так называемой нормой отложенного мандата. Как вы знаете, на федеральных выборах кандидат, избранный в составе списка кандидатов в Государственную Думу, имеет право одни раз отказаться от мандата либо один раз перейти на исполнительную работу, сдав мандат а потом снова его получить при определенных условиях. Если эту норму распространить на выборы законодательных органов власти в субъектах, то получится такая же картина. Нынешний сенатор, получив мандат депутата регионального парламента, сможет один раз от него отказаться и остаться в Совете Федерации. А к моменту вступления в действие этого закона и к моменту своего переназначения на следующий срок он может сложить с себя полномочия, взять этот мандат и таким образом попасть в список депутатов данного субъекта Федерации, которые допущены и к соисканию должности членов Совета Федерации.

    РГ: Многих наших читателей интересуют проблемы избирательного законодательства. К примеру, читательница из Челябинской области Далия Аюпорва интересуется, как будет обновляться избирательное право в части взаимодействия избирателей и кандидатов. Она также отмечает, что сегодня отсутствует административный регламент о штабах кандидатов и партий, отсутствует регламент о финансовых фондах кандидатов.

    Чуров: Очень умный вопрос, сразу видно, что человек хорошо разбирается в законодательстве. Но не со всем я здесь могу согласиться. Например с тем, что отсутствуют регламенты о финансовых фондах кандидатов. Финансовые фонды регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", мы их контролируем, я уже приводил кое-какие цифры. Что касается регламента о штабах партий, то тут действительно возникают вопросы. Дело в том, что само понятие "штаб партии" в законодательстве отсутствует. Есть норма, по которой партия самостоятельно определяет форму и методы избирательной кампании, избирает форму агитации и так далее. Это относится не к ведению избирательных комиссий, а к сфере действия закона о политических партиях. Но мы уже обсуждаем вопрос о том, чтобы понятие "штаб партии" каким-то образом было легализовано.

    РГ: Читатель Леонид Бородихин из Северодвинска считает, что необходимо принять закон об отзыве депутатов муниципальных образований.

    Чуров: Законопроект об уточнении оснований для отзыва главы местного самоуправления уже внесен. В общих чертах процедура выглядит так: представители органов муниципального образования получают возможность выслушать отчеты исполнительного органа и в определенных случаях принять решение об отставке. А что касается депутатов, то во многих субъектах норма об отзыве предусмотрена в местном законодательстве, но она действует только для одномандатников. Процедура отзыва проходит примерно по той же схеме, что и процедура избрания. Понятно, что народный избранник должен быть отозван главным образом по воле избирателей, а не по решению органа, в который он избран.

    РГ: Недавно президент внес в Госдуму законопроект о равном доступе политических партий к государственным СМИ. Согласно этому законопроекту именно ЦИК должен отслеживать эту ситуацию. Как вы собираетесь справляться с этой непростой задачей?

    Чуров: Между прочим, именно ЦИК два года назад впервые предложил проводить такой мониторинг. И мы не зря уже два года тренируемся. Более того, мы ввели понятие соотношения информационных поводов и информационного пространства. Мы первые стали публиковать подробные таблицы и данные (точнее, не мы, а РЦОИТ при Центризбиркоме). Кстати, мы предварительно проанализировали количество упоминаний в федеральных СМИ о выборах в тех девяти регионах, где проходили выборы в органы законодательной власти в единый день голосования. Поле очень равномерное: количество упоминаний колеблется от 577 о Карачаево-Черкесии до максимального показателя в 870 упоминаний о Татарстане. Это предварительные данные по печатным и электронным СМИ. Это, кстати, тоже результат введения единого дня голосования. Если бы не было единого дня голосования, было бы неравномерное информационное поле. Также мы проанализировали наиболее часто упоминаемые местные выборы. В ходе прошедших кампаний мы выяснили, какие сюжеты и темы в избирательном процессе наиболее популярны, что больше всего интересует журналистов, читателей и зрителей. Мы регулярно отслеживали доступ партий к СМИ, и особенно хорошо это у нас получилось по кандидатам в президенты, потому что к тому времени мы усовершенствовали методику.

    РГ: А на этих выборах?

    Чуров: На этих выборах доступ партий отслеживали субъекты Российской Федерации.

    Еще раз повторю, что информационное поле было достаточно равномерным, жалобы были единичные и, как правило, малообоснованные. Вы ведь помните этот известный скандал в Татарстане, где кто-то якобы запретил агитационные ролики двух партий. Потом, между прочим, никто не написал, что ролики продолжали идти, никто их не запрещал.

    РГ: Возможно, тут возникли некоторые разночтения в законах. Вы не планируете рассмотреть этот вопрос более подробно?

    Чуров: Мой коллега Владимир Плигин (глава Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы. - Прим. "РГ") уже взял этот вопрос на заметку и публично пообещал, что Дума займется этим вопросом. Я свое согласие тоже огласил заранее. Вообще я не вижу большой разницы между информацией и агитацией. По большому счету агитация есть информация, а информация есть агитация.

    По этой проблеме в нынешнем законодательстве есть довольно много спорных моментов и нюансов. Запрет на агитацию распространен на всех лиц, занимающих государственные должности как в исполнительной, так в законодательной, избирательной и судебной власти. Это и министры, и помощники министров, и судьи Конституционного и Высшего арбитражного судов, и многие другие. В то же время любой действующий депутат по Федеральному закону "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" обязан отчитываться перед избирателями, хочет он этого или нет. И что же, мы должны рассматривать каждое его выступление перед избирателями как возможную агитацию? Тут возникает противоречие. Правда, такая ситуация наблюдается практически во всем мире. А как быть, если глава правительства одновременно является и председателем партии, как в большинстве европейских государств? А если президент является неформальным лидером своей партии, как в США? И там его, кстати, никто не ограничивает в высказываниях. Проголосовал Джордж Буш-младший за Маккейна досрочно и сразу же об этом сказал.

    РГ: Владимир Евгеньевич, вы говорили, что за весь прошлый год взяли только 11 дней отпуска. А ваши сотрудники тоже работают в таком ритме, почти без отдыха?

    Чуров: Да, мои коллеги тоже очень много работают. Каждый раз, перед тем как прийти ко мне в кабинет с заявлением на отпуск, они несколько дней морально готовятся. Потому что знают мои высказывания на этот счет: отпуск - это преступление, и, если человека не выносят с работы вперед ногами, значит, он плохо работает. Ну это шутка, конечно. На самом деле трудовое законодательство мы не нарушаем, но работы в последнее время стало гораздо больше.

    РГ: А не ощущается ли кадровый голод на местах, в участковых избирательных комиссиях?

    Чуров: Да, во многих территориальных избирательных комиссиях, и особенно в участковых избирательных комиссиях, дефицит кадров ощущается достаточно остро. Эту проблему нужно решать, и я прежде всего настаиваю на резком омоложении состава участковых избиркомов. Вы ведь помните тот случай, когда в Санкт-Петербурге сразу после открытия участка умерла сотрудница избирательной комиссии 1933 года рождения, ей было 76 лет. А ведь это работа с людьми, с избирателями, она связана с большими психологическими нагрузками, да и с физическими порой тоже.

    РГ: А зарплата у сотрудников региональных комиссий достойная?

    Чуров: Сейчас средняя зарплата вполне нормальная, она серьезно увеличилась по сравнению с прошлыми федеральными кампаниями. Но надо иметь в виду, что участковые избирательные комиссии действуют на непостоянной основе, а из всех территориальных избирательных комиссий только 40 процентов действуют на постоянной основе. Вообще в нашей системе не так уж много сотрудников. В самой Центральной избирательной комиссии работает всего-навсего около 350 человек с учетом Федерального центра информатизации и РЦОИТ. А если подсчитать общее количество работников избирательных комиссий всех уровней, то мы получим цифру - примерно 5,5 тысячи человек. Не так уж много для такой огромной страны. Правда, у нас еще есть условный кадровый резерв в 1 миллион человек, который периодически привлекается к работе в участковых избирательных комиссиях.

    РГ: Расскажите какой-нибудь забавный или курьезный случай, связанный с прошедшими выборами.

    Чуров: Могу привести несколько примеров. Одна уважаемая партия подала жалобу в ЦИК на один регион, что там якобы происходит массовая невыдача копий протоколов на участках. Только жалоба эта была подана нам в 18 часов 56 минут, то есть за час до закрытия участков и начала подсчета голосов, когда еще никаких протоколов и тем более копий с них просто быть не могло. Тут очевидно, что все было подготовлено заранее. И подобных жалоб было огромное количество. Были и жалобы в таком духе: просим вас обратить внимание на то, что в день голосования такого-то числа на таких-то участках будет сделано то-то и то-то, просим установить особенно жесткий контроль. Или такая очень интересная жалоба: обращаем ваше внимание, что на таком-то участке досрочно проголосовали столько-то человек и все за такую-то партию. Точка. Как известно, бюллетени досрочного голосования подсчитываются в общем ящике, складываются в общую кучу, поэтому заранее узнать, кто как досрочно проголосовал, просто невозможно. Разве что допросить с пристрастием каждого проголосовавшего.

    РГ: Вы тринадцать лет проработали в научной сфере. Скажите, за время работы в политике у вас не было желания снова вернуться к научной работе?

    Чуров: То, чем я сейчас занимаюсь, тоже наука. У нас в Центризбиркоме практикуется научный подход, системный подход. Кстати, у нас работает очень много людей из разных сфер науки: из юриспруденции, авиации, артиллерии, физики, из механики. Мой заместитель, Леонид Григорьевич Ивлев, - генерал-майор авиации; член ЦИК Евгений Иванович Колюшин - доктор юридических наук, профессор МГУ; член ЦИК Елена Павловна Дубровина в этом году защищает докторскую диссертацию. Мой коллега Геннадий Иванович Райков раньше возглавлял крупнейший двигателестроительный завод (а один из нынешних лидеров партий приезжал к нему по партийной путевке читать лекции трудовому коллективу и почитал за честь робко пожать руку). В общем, у нас очень образованный и хороший коллектив. Какой пример ни приведи, все - яркие личности с большими знаниями и опытом.

    РГ: Кстати, вас не смущает, что и у Колюшина, и у Дубровиной есть свои четкие партийные пристрастия?

    Чуров: Хотя я лично считаю, что члены ЦИК должны быть беспартийными, я к этому отношусь с пониманием. У нас два члена Центральной избирательной комиссии занимают руководящие посты в двух партиях. Это Валерий Крюков в "Единой России" и Елена Дубровина в "Яблоке". Колюшин, насколько мне известно, руководящих постов не занимает, но консультирует партию по избирательным вопросам. А это не запрещено законом.

    В заключение я хотел бы через вашу газету поблагодарить всех моих коллег, организовавших выборы в единый день голосования 1 марта, и всех, кто в соответствии с законодательством оказывал содействие.

    Поделиться