На российские экраны выходит фильм "Тайна Чингис Хаана"

12 марта на экраны выходит фильм режиссера Андрея Борисова "Тайна Чингис Хаана". Первый за долгое время региональный проект, снятый в Якутии, Туве, на Урале, в Бурятии, Хакасии и Монголии театральным режиссером, министром культуры Республики Саха (Якутия). Андрей Борисов рассказал "РГ" о том, что нового он нашел в истории Чингисхана.

Российская газета: Картина снята на киностудии "Сахафильм". Вы таким образом хотели поддержать региональное кинопроизводство или просто другого выбора не было?

Андрей Борисов: Мы могли пойти по пути "Кочевника", казахского фильма (реж. Сергей Бодров, продюсер Милош Форман, 2005 год. - Прим. ред.). То есть принесли бы наш небольшой бюджет к американским специалистам или даже попробовали выбрать другую отечественную киностудию. Но тогда мы бы оказались в состоянии учеников. Для меня принципиально важно продвинуть региональное искусство на общероссийский и даже международный уровень. Недавно мы проводили совещание по региональному кино в Башкирии, так один из докладчиков, башкир, сказал, мол, даже якуты снимают кино, почему мы не снимаем? Так что наш пример призван вдохновить и других региональных производителей поверить в свои силы. Наши ребята очень талантливы, и операторы, и актеры. Я как министр культуры Республики Саха (Якутия) в этом убежден и стараюсь не только сидеть в кабинете, но и что-то делать для развития культуры в регионе. Отсюда и мои театральные постановки, отсюда и это кино.

РГ: В чем была основная сложность при работе над полномасштабным кино в рамках межнациональной команды?

Борисов: Как раз межнациональных сложностей не было. Было понимание общих истоков нашей культуры. Художник-постановщик Геннадий Сотников - он русский. Так вот он знал про историю Чингисхана даже больше, чем мы (якуты, буряты, тувинцы) все вместе взятые. Трудность была одна. Физическая. В степи приходилось снимать огромное количество лошадей для батальных сцен. Я был болен в то время и не мог громко говорить. Кричать приходилось за меня моим студентам. 200 воинов для съемок батальных сцен нам дали тувинцы и 300 - монголы. У монголов это были воины из действительных частей, а у тувинцев - пастухи, табунщики. Таких полномасштабных сцен мы сняли много, правда, в итоговый вариант монтажа вошла только десятая их часть.

РГ: Вы по-новому представляете историю Чингисхана в фильме, какое отношение якуты имеют к Чингисхану?

Борисов: Исконный ареал расселения якутов - территория вокруг Байкала. Мать Чингисхана согласно многочисленным историческим источникам относилась к племени олонхосутов, сказителей. Олонхо - это якутский эпос. Наши якутские деревни до сих пор носят имена, бывшие в обиходе во время Чингисхана. Это подтверждение исторической памяти народа. В эпосе олонхо есть три божества. Бог судьбы, бог предопределенности и Чынгыс Хаан - повелитель человечества. Эпос этот сложился задолго до явления самого Чингисхана. Более того, у якутов есть прорелигия - тенгрианство. Тенгри - это бог-отец. И империя Чингисхана создавалась под знаменем Тенгри. В его империи уживались разнообразные религии, его война не была религиозной, что мне кажется важным.

РГ: У вас в картине фигурирует христианский наставник, который, в частности, обучает названного брата Чингисхана Джамуха, откуда этот мотив?

Борисов: В те времена по степи ходило много католических миссионеров. Многие народы были крещены. Это не вымысел. Да, в других фильмах о Чингисхане этот мотив не присутствует, но у режиссеров были другие задачи. Скажем, "Монгол" Сергея Бодрова - это фильм о спасительной любви. У нас картина о спасении через веру, веру в единого Бога.

РГ: Так получилось, что вы работали над "Тайной Чингис Хаана" практически параллельно с тем, как Сергей Бодров снимал своего "Монгола". "Монгол" вышел раньше. Не боитесь обвинений во вторичности? Да и зачем зрителю опять смотреть кино про Чингисхана?

Борисов: Но смотрят же фильмы о Наполеоне, Александре Македонском, сколько бы их ни снимали? Можно найти несколько точек зрения на личность, изменившую историю, изменившую политико-географическое пространство. И потом, у нас фильм не коммерческий.

РГ: Но деньги в него вложены, фильм должен найти своего зрителя.

Борисов: Думаю, это кино для взрослого зрителя, а не для восемнадцатилетней молодежи. Я рассчитываю на россиянина, которому интересна история его страны, который хочет увидеть ее широко, без деления на завоевателей и освободителей.

РГ: Вы - режиссер театральный и в качестве дебюта в кино выбрали сложную историческую киноленту.

Борисов: Знаете, я ставил спектакль по роману Николая Лугинова "По велению Чингис Хаана", который лег в основу сценария фильма. Простая постановка. Но в зрительном зале я увидел, как пробуждается историческая память народа. Один человек смотрел спектакль стоя, прислонясь к дверному косяку. Когда спектакль закончился, у него осталась вмятина на лбу. Он не мог оторваться от просмотра. Так что тема Чингисхана сама ко мне пришла. Да и актеры сами приходили ко мне с желанием сниматься в фильме. Помню, в шесть часов утра в дверь моего гостиничного номера в Туве раздался стук. Я открываю, на пороге стоит девочка с двумя длинными косами и говорит: "Я должен играть Чингисхана". Я с трудом сообразил, что это мальчик и взял его на роль Чингисхана в детстве. Китайский актер Ту Мэн, который играл у себя на родине Чингисхана, приехал с делегацией в наш якутский театр и так и остался, чтобы сниматься у меня в кино.

Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий  - в "Афише РГ"