Новости

12.03.2009 03:00
Рубрика: Общество

Схватка за космос

В тендере на создание нового пилотируемого космического корабля примут участие две российские фирмы

Тендер на создание новой пилотируемой транспортной системы практически объявлен, и все желающие будут в нем участвовать, сообщил руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.

Однако желающих пока всего двое - это РКК "Энергия" и Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева.

Напомним: подобный тендер не первый. Но представленные ранее проекты не устроили Роскосмос. Как подчеркивал, комментируя результаты предыдущего конкурса, академик РАН Николай Анфимов, новый корабль должен представлять принципиальный шаг вперед по сравнению с "Союзами".

- "Союз" очень хорошо себя зарекомендовал для снабжения орбитальной станции, - говорил Николай Аполлонович. - Однако новый корабль должен летать не только на околоземную орбиту, но и на Луну, а может быть, и на Марс. Он обязательно должен иметь возможность возвратиться на Землю напрямую, без промежуточной стыковки с орбитальной станцией. То есть надежность требуется максимальная. Но она-то в тех проектах и оказалась не на высоте.

О современной концепции нового пилотируемого корабля на совете экспертов в "РГ" недавно рассказал начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

- Один из вариантов - корабль со шлюзовой камерой, который может подлететь к спутнику и провести обслуживание, - заметил он. - Это то, что делают американцы с телескопом "Хаббл". Уникальнейшая совершенно операция. То есть речь идет о некоей концепции модульности. Есть корабль-шлюпка. Есть бытовой отсек, как и сейчас, но он может быть со шлюзовой камерой, может и без таковой.

Компоновка тоже разная. Корабль может доставлять 6 человек, а может и 4, но взять и вернуть на Землю больше груза. Сегодня на "Союзах" мы способны вернуть всего 50 кг. И эти килограммы - самый ценный ресурс. После ухода шаттлов им будет обладать только Россия. А в концепции нового корабля заложено, что возвращаемый груз должен быть вдвое больше.

Как подчеркивают специалисты, очень важно заниматься разработкой нового корабля именно параллельно с эксплуатацией МКС. Почему? Это дает возможность проводить летные испытания, имея действующую станцию, дублирующие средства. Отрицательный пример американцев показателен: взять и закрыть программу "Спейс-Шаттл", когда не на чем будет летать.

Создание корабля повлечет за собой создание новой ракеты-носителя и нового стартового комплекса. "Все это входит в проектирование, и мы должны решить эти вопросы до 2011 года", - уточнил Анатолий Перминов. Причем Россия, скорее всего, будет разрабатывать новый пилотируемый космический корабль самостоятельно, и он появится к 2016 году.

Между тем

Вчера экипаж очередной экспедиции на МКС вылетел на Байконур для заключительных предполетных тренировок. Старт пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-14" с космонавтом Геннадием Падалкой и астронавтом Майклом Барратом, а также космическим туристом Чарльзом Симони запланирован на 26 марта. Причем для туриста это будет уже второй вояж на орбиту.

И вчера же ночью внеплановый выход в открытый космос завершили члены нынешнего экипажа МКС Майкл Финк и Юрий Лончаков. Они установили на внешней поверхности служебного модуля "Звезда" европейскую научную аппаратуру для проведения эксперимента EXPOSE-R, с помощью которого ученые пытаются раскрыть тайну возникновения жизни на Земле. В EXPOSE-R размещены бактерии, грибы и простейшие животные, семена растений, а также органические соединения из ядер комет.

Общество Космос