Среди новых фильмов и сериалов, которые появятся в последнее время, один будет стоять особняком.
Наверняка он вызовет массу споров и мнений, прежде всего из-за личности, которой он посвящен. Это Вольф Мессинг - гипнотизер, психолог, телепат. Сейчас бы сказали - экстрасенс. Человек, наделенный сверхъестественными способностями, которому было предназначено жить и в России, в том числе в эпоху сталинскую периода Великой Отечественной войны.
Фигура Мессинга привлекала многих. Еще при его жизни о необыкновенных способностях этого человека писали статьи и книги, да и просто люди передавали из уст в уста истории о человеке, умеющем читать мысли. В свое время Мессинг был в диковинку. В наши дни наверняка затерялся бы среди бесчисленного количества кашпировских, чумаков и ури геллеров. Уже были попытки снимать о Мессинге и художественное кино. Но один из самых интересных источников информации об этом человеке - его собственная книга "Я - телепат". Сценарий новой картины написан Эдуардом Володарским, и в нем явно использованы и факты из этой книги.
Обозреватель "РГ" побывала на съемках нового фильма буквально в последние съемочные дни (снимает компания "Централ Партнершип") - вот-вот начнется монтажный период, а в скором времени фильм появится в эфире телеканала "Россия". По предварительным данным, в нем будет 16 серий.
… Гостиница "Советская". При выходе из лифта натыкаешься на огромный портрет Брежнева, который отставлен пока в сторону за ненадобностью. На одном из углов рамы висит куртка. Рядом с портретом расположился штаб съемочной группы в центре которого - мониторы, где можно посмотреть отснятый материал. Рядом с ними - режиссер Валерий Краснопольский, который руководит процессом. За его спиной - на рельсах установлена камера - работает знаменитый оператор Тимур Зельма. Иногда режиссер и оператор ожесточенно и громко спорят по поводу видения сцены.
Весь третий этаж "Советской" символизирует гостиницу 1942-1943 годов. Постояльцы, особенно иностранцы, не могут понять, что происходит.
Ответ прост - снимают сцену встречи Мессинга с женой. По этажу ходят статисты в военных костюмах и в перерывах запечатлевают друг друга на мобильные телефоны на память. Исполнительница роли жены Мессинга - Тара Амирханова - жалуется костюмерам на неудобные колодки обуви той поры. "Если я сделаю еще шаг в этих туфлях, то рассыплюсь", - вторит ей актриса, играющая администратора гостиницы.
Главный герой - Вольф Мессинг, он же Евгений Князев, он же народный артист России, он же ректор театрального института имени Щукина - появляется, как и положено, позже всех, и сразу же - за работу.
Девушки из съемочной группы с умилением смотрят на него:
- Хороший фильм получится. Я сценарий читала, плакала, - говорит одна.
Дар или Проклятье
В перерыве мы поговорили с Евгением Князевым
Российская газета: Существует какая-то мистика роли? Все-таки Вольф Мессинг - необычный персонаж.
Евгений Князев: Я лично в мистику не очень верю. Верю в особые способности, в какие-то волны человеческие, что они существуют. Как есть электромагнитные волны, электрические. В них в свое время не верили, но они есть. И когда откроют способности человека, то люди смогут на многое воздействовать. Недаром сейчас так много материалов про это.
РГ: Ваш герой на вас как-то влияет?
Князев:А как? Играя роль, я набираюсь больше актерского опыта. Мне интересно работать. Но чтобы происходили какие-то невероятные события, связанные с Мессингом, - в это я не верю. Многие ищут мистику в смерти Ромы Гречишкина, который играл молодого Мессинга. Я тоже в нее не верю. Потому что если это мистика, и Мессинг захотел бы сделать так, чтобы фильм не снимался, то это свершилось бы на более ранних этапах, а не когда съемки подходят к финалу. В воспоминаниях самого Мессинга часто встречается повествование о том, что, когда у него открылся этот дар, ему предрекли: только никогда этот дар не используй во вред людям. И никогда за всю свою жизнь он не совершил ни одного корыстного поступка. Единственный раз, когда его жена заболела и ему нужна была икра и не было возможности купить. И еще однажды, когда он обманул женщину, просившую по фотографии узнать судьбу своих детей. Он обманул и сказал, что ее дети живы, потому что чисто из человеческих побуждений не мог поступить иначе. Но он ругал и клял себя за то, что не сказал правду. И вообще всю жизнь он мучался: что ему было дано - дар или проклятье?
РГ: Знаете, бывает, певцы живут с ощущением страха потерять голос. Как вы чувствуете своего героя - не было ли, по-вашему, у Мессинга опасений, что он может утерять свой дар?
Князев: Не знаю. Этот дар, который был у Мессинга, - большой труд. И он говорил, что устал от напряжения всех своих возможностей, тяжелой работы мозга. Я думаю, что его мозг работал на много процентов больше, чем у обычного человека.
РГ: Как вы считаете, в ряду ваших актерских работ роль Вольфа Мессинга будет занимать особое место?
Князев: Роль будет занимать место, когда она получится. А сейчас моя задача, чтобы сценарий, группа, которые нравятся и режиссер, и оператор, которые уважительно относятся к материалу… Чтобы сложилось!
РГ: Но вы понимаете, о чем я говорю, не получится так, что вы окажетесь актером одной роли? Что эта роль будет довлеть над всеми остальными вашими работами?
Князев: Не боюсь! Потому что я сыграл первого Германа в "Пиковой даме" на сцене в драматическом театре. И никогда до этого не играли.
РГ: Как получилось, что вы взялись за эту роль?
Князев: Пригласили. Как играть, я понятия не имел. Мне было страшно. Особенно первые 10 съемочных дней. Как можно передать все возможности и способности этого человека? И материал понравился. И группа. Проб я практически не проходил. Ситуация с назначением, как говорит Герман: "Случай. Сказка. Анекдот". Эдуардом Володарским был написал сценарий. Режиссер Владимир Краснопольский стал искать актеров. Ему принесли мое фото в каком-то журнале. Он позвонил мне за год до начала съемок и предложил эту роль. И сказал, что это предложение на 90 процентов, потому что мало ли что случится в жизни. И попросил не занимать ближайшее лето. Что я и сделал.
РГ: Несколько слов о супруге Мессинга.
Князев: Аида Мессинг - единственный близкий ему человек. У них не могло быть детей, чему он очень огорчался. А может, иногда и радовался, потому что не знал, передастся детям его дар или нет. Ему было очень трудно жить с этим даром. Представляете, когда он видит человека и знает все его мысли. Жить с этим. Знать день смерти жены. Знать день, когда сам уйдет из жизни. Это были страшные сцены, когда мы снимали. Он знал дату, когда умрет Аида. И он ждал этого дня. Делал все возможное, чтобы изменить судьбу… Но думал про себя, надеялся, что ошибся. Не ошибся.
РГ: Что за сцену вы сегодня снимаете?
Князев: 1943 год. Это эпизод, когда Вольф Мессинг был в Новосибирске, где познакомился со своей будущей женой. Тогда он предсказал победу России в Великой Отечественной, и после этого его вызвали к Сталину. Это ведь вообще чудо, что он с его способностями выжил в то сложное время. Наверное, тоже чувствовал и знал, как себя вести.
Вся жизнь Мессинга - сюжет для огромного сериала. Начиная с детства, когда в 10 лет он ушел из дома. Оказался в Польше, Берлине… Он выжил. И был замечательным артистом прежде всего. Дар у него открылся случайно. Он о себе говорит, что был лунатиком, а у таких людей есть необычные способности.
А дар открылся, когда Мессинг, будучи мальчишкой, убегая, голодный, без единого злотого в кармане оказался в поезде. Контролер, увидев под лавкой мальчишку, потребовал билет. Мессинг взял с пола кусочек бумаги и стал внушать, что это билет. И контролер прокомпостировал листок и сказал, мол, что же, если у тебя есть билет, ты сидишь под лавкой. Мессинг описал это в своей биографии в книге "Я - телепат".
Единственные документальные видеокадры, запечатлевшие Вольфа Мессинга, это те, где он подарил Советскому Союзу самолет. Все остальное в новой картине сделано по книгам, статьям и воспоминаниям как самого Мессинга, так и тех, кто его знал.
Когда режиссеры еще только занимались кастингом и выбором натуры, загадочная личность Мессинга уже влияла на процесс. "В роли Мессинга я видел только одного человека, - Сашу Абдулова. Но как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает…" - говорит автор сценария Эдуард Володарский. Абдулов прочел сценарий, загорелся им - и его сразила болезнь. Абдулов умер от рака легких. Мессинг скончался от отека легких.
Во время новогодних праздников, двухнедельного перерыва съемочная группа потеряла еще одного актера - Романа Гречишкина. Он играл Вольфа Мессинга в молодости. Трагедия случилась рано утром 8 января в центре Москвы на Садовом кольце. Компания молодых людей, в которой был Роман, решила перебежать одну из самых оживленных московских улиц. Водитель микроавтобуса на скользкой после снегопада дороге не успел затормозить. Роман и его девушка погибли на месте.
Цитата: "Если выбирать из западных артистов, я бы не задумываясь позвал Энтони Хопкинса". Владимир Краснопольский - режиссер фильма о кандидатуре исполнителя на роль Вольфа Мессинга.
Отрывок из книги Вольфа Мессинга "Я - телепат"
...Вошел в полупустой вагон первого попавшегося поезда. Оказалось, что он шел в Берлин. Залез под скамейку, ибо билета у меня не было (третье преступление!). И заснул безмятежным сном праведника. Но этим не исчерпывались события столь памятной для меня ночи.
Случилось то, что неизбежно должно было случиться и чего я больше всего боялся: в вагон вошел кондуктор. Поезд приближался к Познани. Кондуктор осторожно будил заснувших пассажиров, тряся их за плечо, и проверял билеты. Не быстро, но неотвратимо он приближался ко мне. По временам кондуктор наклонялся и заглядывал под скамейки. Вагон был плохо освещен - огарками свечей - в двух стеклянных фонарях. Под скамейками лежали мешки и узлы пассажиров. И поэтому он заметил меня, только заглянув непосредственно под мою скамейку.
- Молодой человек, - у меня в ушах и сегодня еще звучит его голос, - ваш билет!
Нервы мои были напряжены до предела. Я протянул руку и схватил какую-то валявшуюся на полу бумажку - кажется, обрывок газеты. Наши взгляды встретились. Всей силой страсти мне захотелось, чтобы он принял эту грязную бумажку за билет... Он взял ее, как-то странно повертел в руках. Я даже сжался, напрягся, сжигаемый неистовым желанием. Наконец, контролер сунул ее в тяжелые челюсти компостера и щелкнул ими. Протянув мне назад "билет", он еще раз посветил мне в лицо своим кондукторским фонарем со свечкой, будучи, видимо, в полном недоумении: этот маленький худощавый мальчик с бледным лицом, имея билет, зачем-то забрался под скамейку.
- Зачем же вы с билетом - и под лавкой едете? Есть же места. Через два часа будем в Берлине…