Международный астрономический турнир школьников, который проходил в Московской области под эгидой Астрономического общества и Научного совета по астрономии РАН, обернулся триумфом белгородских школьников.
Ученики восьмых-одиннадцатых классов лицея № 9 привезли дипломы II степени, самая младшая из группы - восьмиклассница Арина Апетян - заняла первое место.
Конечно, имея в учебном плане старших классов один урок астрономии в неделю, победителя вырастить невозможно. Поэтому в лицее № 9 организовали научное общество, где перспективные ребята решают под руководством педегога Надежды Ульяновой олимпиадные задачи, наблюдают за звездами и рассуждают о том, одиноки ли мы во Вселенной.
Параллельно с олимпиадой белгородцы соревновались в командном астротурнире, проходившем на базе Пущинской радиоастрономической обсерватории. Здесь им пришлось демонстрировать не только глубокие знания, но и творческий подход. К примеру, одна из задач - оценить количество солнечной энергии в районе орбиты Земли на квадратный метр. Вместо сложных измерительных приборов лицеисты предложили использовать при расчетах… черный воздушный шарик. Измеряя изменение его объема при различных температурах, можно без труда определить солнечную постоянную. Жюри было в восторге от ответа: такой способ вполне можно применять на практике.
Кроме того, ребята безошибочно определили, сколько оборотов вокруг планеты успел совершить запущенный в 1993 году российский спутник до недавнего столкновения с американским. В кулуарах кто-то даже пошутил, что белгородских ребят следовало бы взять на работу в Центр управления полетами: глядишь, тогда и "орбитально-транспортное происшествие" можно было бы предотвратить.
Помимо прочего, команда белгородцев составила вариант письменного обращения в министерство образования и науки, в котором аргументированно выступила за возвращение астрономии в школы. В свое время эта дисциплина оказалась вытесненной из обязательной школьной программы.
- Астрономия не ограничивается изучением созвездий на небе, - говорит Надежда Ульянова. - Неужели никому не интересно знать, в какой вселенной мы живем и как устроена Солнечная система? Тем более что научная картина мира вовсе не противоречит тому, что рассказывают, например, на основах православной культуры - этот предмет входит в Белгородской области в региональный компонент.
Надежда Павловна приводит простой пример: когда лицеисты собирают телескоп и ведут наблюдения на территории располагающейся по соседству духовной семинарии, будущие священнослужители выстраиваются в очередь с просьбой разрешить им заглянуть. Семинаристам тоже интересно, как устроен дивный Божий мир.