В Турции развернулась публичная дискуссия: существует ли "Эргенекон" в действительности или многочисленные аресты лишь предлог, используемый правительством для нападок на военных и оппозицию.
Сообщения тревожны. Арестованы армейские офицеры, планировавшие государственный переворот. Заключен под стражу руководитель Союза металлургов Мустафа Озбек. В тюрьмах 86 подозреваемых, целью которых, по данным следствия, было совершение госпереворота в 2009 году. Всего по делу проходят более 100 человек.
А началось все в июне 2007-го, когда в неказистом стамбульском доме, принадлежащем отставному младшему офицеру, обнаружили 27 ручных гранат. Точно такие же использовались в 2006 году при нападении на одну из популярных газет.
И понеслось: аресты и допросы журналистов, писателей, политиков, военных и вместе с ними - криминальных элементов. Все они якобы входили в ультранационалистическую организацию "Эргенекон". Организации инкриминировались убийства судьи Государственного совета, а также видного журналиста, писателя и общественного деятеля Хранта Динка, планы физического уничтожения ведущих политиков страны и свержения правительства.
Обвинения серьезные. Однако доказать, что в действительности совершенные преступления - дело рук "Эргенекона", пока не удалось. Нет и точных данных о существовании организованной банды. В воздухе слухи, подозрения, намеки.
Среди них и такие: правительство дает острастку тем, кто уж слишком открыто протестует против курса на превращение Турции из светского государства в страну сугубо религиозную. Разве это не отход от линии национального героя Турции, ее вечного, как казалось, лидера Мустафы Кемаль Ататюрка, который еще в 20-е годы прошлого века вывел страну из мрачного средневековья?
Сейчас Турция превратилась в одну из крупнейших стран Европы. Растет население: за прошлый год в мире стало на миллион турок больше, и теперь, по некоторым подсчетам, численность страны составляет 71,5 миллиона человек. Держава рвется в ЕС, и хотя на пути немало преград, все же в обозримом будущем членство в Европейском союзе станет реальностью. Турция пытается играть роль посредницы в серьезнейших политических спорах. Удары мирового кризиса именно по этой стране до недавних пор были не столь ощутимы.
Так к чему возврат в прошлое, ведь он же вновь откинет страны на десятилетия назад. А дело "Эргенекона" в числе прочего дает законный повод обвинять власти в подавлении личных свобод граждан. Непонятно, существует террористическая структура или нет, а прослушивание телефонных разговоров ведущих представителей оппозиции, и не только, по их словам, уже ведется. Атаки на армию, по традиции являющуюся одной из передовых движущих сил страны, не прекращаются.
Опросы общественного мнения свидетельствуют: большинство населения верит, что "Эргенекон" существует. Так, 49,3 процента выступают "за наказания бандитов и заговорщиков". Однако 22,3 процента полагают, что "Дело "Эргенекон" всего лишь предлог, позволяющий правительству вести атаки на оппозицию и армию. Остальные респонденты не имеют собственного мнения или же дают иные версии происходящего.