Вчера была поставлена точка на громком процессе по делу "ботинкометателя" - иракского журналиста, который бросил свою обувь в президента США Джорджа Буша.
Инцидент произошел во время прощального, перед уходом из Белого дома, визита теперь уже бывшего американского лидера в Багдад. На пресс-конференции местный журналист Мунтазер аль-Зайди скинул ботинки и сумел добросить их до главы государства. Правда, в Буша не попал - тот ловко уклонился от опасных для его репутации предметов.
Дальнейшее хорошо известно - охрана скрутила нападавшего. Было расследование, в ходе которого аль-Зайди утверждал, что не собирался бросать обувь в президента США. Все вышло спонтанно - журналиста якобы вывела из себя "ледяная улыбка американского лидера". В то же время, по другим сведениям, попавшим в прессу, аль-Зайди не скрывал, что начал тренировки по метанию обуви еще за два года до происшествия. Однако осталось неясным, кому первоначально предназначались ботинки журналиста.
Защищать аль-Зайди вызвалась целая бригада международных адвокатов. Они добивались для своего клиента оправдательного приговора на основе того, что метание ботинок не угрожало жизни президента. Появились сведения, что сам аль-Зайди в ходе процесса попросил политического убежища в Швейцарии и что в тюрьме его неоднократно избивали. Тем временем модель обуви, в которой журналист пришел на пресс-конференцию Буша, немедленно стала "бестселлером" в арабском мире. В одной из стран был даже установлен памятник этому ботинку. Кстати, сам Буш постарался сделать все, чтобы не раздувать инцидент. Еще в Ираке он заявил, что прощает эмоционального журналиста. Но было поздно - эпидемия "ботинкометания" быстро распространилась по всему миру. Недавно аналогичный случай произошел в Кембридже, где обувь полетела в направлении выступавшего перед британскими студентами китайского премьера Вэнь Цзябао.
По слухам, в одном из прибалтийских государств, серьезно пострадавших от мирового экономического кризиса, власти рассматривали вопрос о том, чтобы на пресс-конференциях пресса находилась в зале без обуви. Однако работникам СМИ в последний момент все же удалось отстоять свое право приходить на такого рода брифинги обутыми. В некоторых странах "ботинкометание" прочно вошло в перечень акций, проводимых оппозицией. Правда, в этом случае сапоги и тапочки летят не в политиков, а лишь в их изображение.
Возможно, именно эти факты держал в уме иракский суд, когда выносил приговор аль-Зайди. Он был признан виновным в нападении на лидера иностранного государства. Впрочем, приговор оказался относительно мягким для такого обвинения - три года тюрьмы. По полтора за каждый ботинок, брошенный в Буша. Сам журналист своей вины не признал. Не исключено, что вердикт будет обжалован. Но также очевидно, что оправдать "ботинкометателя" иракский суд не решится - слишком опасным может оказаться этот прецедент для других приезжающих в страну иностранных лидеров.