Сегодня "Российская газета" публикует итоги социально-экономического развития регионов в 2008 году, подготовленные Росстатом.
Они показали, что самый большой рост денежных доходов населения по сравнению с 2007 годом произошел в Ивановской области - 36,3 процента. В Орловской и Рязанской областях этот показатель составил более 20 процентов.
Если смотреть по федеральным округам, то в двух из них реальные денежные доходы населения снизились: в Центральном - на 4,8 процента, в Северо-Западном - на 3,9. А в Уральском федеральном округе наибольший рост - 11,1 процента. Заметим, что в целом по стране этот показатель увеличился на 5 процентов.
Но дешевле всего прожить можно в Тамбовской области, Кабардино-Балкарской Республике и в Республике Северная Осетия - Алания. Здесь по состоянию на 3 марта 2009 года один из самых низких прожиточных минимумов в стране, в пределах 3,5 тысячи рублей в месяц на одного человека.
Бум рождаемости показала Чеченская Республика. Здесь родилось 29 младенцев на тысячу населения. Недалеко от нее ушла Республика Тыва, где на свет появилось 25 малышей на тысячу населения.
Наиболее высокий прирост промышленного производства показала Калужская область - 32,4 процента. Но в целом по стране оно развивалось неравномерно. По сравнению с 2007 годом в минусе оказались примерно 20 регионов, 4 региона остались на прежнем уровне.
Взлет в Калужской области обеспечили новые предприятия, построенные с участием иностранных инвестиций. По словам регионального министра экономического развития Максима Шерейкина, показатели роста могли быть гораздо скромнее, если бы не пуск в ноябре 2007 года сборочного производства автомобильного завода "Фольксваген".
Повезло жителям Костромской области, в их регионе цены на жилье на первичном рынке по сравнению с 2007 годом снизились на 7,6 процента. В Республике Коми оно подешевело почти на 5 процентов. В Калужской области и в Еврейской автономной области, наоборот, цены рванули вверх. Здесь был самый высокий рост стоимости жилья - 49,2 процента и 37 процентов соответственно.
В свою очередь министерство регионального развития недавно назвало регионы, у которых могут возникнуть трудности уже в этом году: им грозит рост безработицы и у них возможны сложности с исполнением бюджетных социальных обязательств.
По ситуации на рынке труда, которая сложилась на конец января 2009 года, минрегион разделил все регионы на три группы: с высоким, средним и низким уровнем риска. Рост безработицы, по данным доклада министерства о социально-экономическом положении субъектов Федерации, больше всего грозит 17 российским регионам. Прежде всего - Центральному и Приволжскому федеральным округам. Наиболее неблагополучная ситуация, по оценке министерства, может сложиться в Чувашии, Владимирской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областях. В них доля занятого населения в "кризисных" отраслях составляет более 25 процентов.
Еще 40 регионов отнесены к группе со средним уровнем риска. И наконец, наиболее спокойной с точки зрения безработицы может оказаться ситуация в 26 регионах - как правило, депрессивных и слаборазвитых. Кризис меньше всего коснулся регионов юга и Дальнего Востока.
А в тех регионах, в бюджетах которых высока доля собственных доходов, могут столкнуться с трудностями даже при выполнении социальных обязательств, предупреждают в министерстве. И прогнозируют такие риски для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Челябинской, Свердловской, Липецкой, Кемеровской, Омской, Рязанской, Смоленской, Иркутской и других областей.
Максим Решетников, директор департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов госвласти субъектов РФ минрегиона:
- Пока все выводы, которые содержатся в нашем докладе, носят предварительный характер. Более четко выявить тенденции можно будет на основании данных за март. Тогда станет ясно, достаточно ли принимаемых антикризисных мер или нет.
Сейчас начинается реализация региональных программ поддержки занятости. Они в основном предусматривают организацию общественных работ, создание временных рабочих мест. В первоочередном порядке регионы включали в свои программы и меры по борьбе с безработицей в моногородах. Правда, ситуация в таких населенных пунктах разная: очевидно, проблем с занятостью не будет у нефтяников, атомщиков, в сложном положении оказались металлурги и связанные с ними производства. Это Челябинская, Свердловская, Вологодская области и Пермский край. Для них могут использоваться такие меры поддержки, как переобучение рабочих, компенсация затрат на транспорт при миграции рабочей силы, например при организации работ вахтовым методом в других населенных пунктах. О массовом переселении населения городов, оказавшихся в сложной ситуации, речь не идет. Кризис - это все-таки временное явление, спрос постепенно будет восстанавливаться. По некоторым оценкам, этот процесс уже начался.
Другая проблема, с которой столкнулись регионы, - это исполнение бюджетов из-за падения доходов. Многие уже пересмотрели в связи с этим свои бюджеты. По такому пути пошли Кемеровская, Челябинская области, Пермский край. Другим регионам это еще предстоит сделать. Главный критерий при пересмотре бюджетов - выполнение всех взятых социальных обязательств. Экономить же придется на том, на чем сейчас экономит и бизнес. Как бы это болезненно не было, придется сворачивать инвестиционные программы: если недостаточно денег на текущее потребление, то об инвестициях речь уже не идет. Еще одна возможность для экономии - оптимизация бюджетной сети. Придется повышать эффективность собственной деятельности, добиваться тех же результатов меньшими ресурсами.
Тем регионам, где будут выполнены все возможные меры по сокращению расходов, но тем не менее возникнут проблемы с выполнением социальных обязательств, будет оказана поддержка из федерального бюджета. Деньги будут направляться прежде всего тем регионам, которые испытывают проблемы с выполнением первоочередных обязательств перед гражданами. Механизмы распределения этой помощи будут четкими и прозрачными. В минфине сейчас разрабатывают критерии выделения этих средств и требования к регионам.
Кроме того, все регионы разрабатывают собственные антикризисные программы. Как правило, они предусматривают достаточно широкий набор мер, которые касаются поддержки реального сектора, сельхозпроизводителей, строительного рынка. Однако финансовые возможности регионов на фоне падения доходов существенно сужаются, и поэтому сейчас рассматриваются различные варианты помощи. Уже используется такой инструмент, как выделение средств Фондом содействия реформирования ЖКХ для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Это позволяет поддержать строительный рынок, поможет во многом решить проблему незавершенного строительства. Рассматривается и такая мера, как предоставление регионам на условиях софинансирования из федерального бюджета средств на приобретение коммунальной техники и пассажирского транспорта. Одновременно это еще и механизм поддержки автомобилестроения, машиностроительной промышленности.