13.03.2009 00:30
    Поделиться

    Две выставки в Русском музее: "Старая Литва" и "Американские художники из российской империи"

    Искусство русской эмиграции в Русском музее

    Одна из самых интересных и значительных экспозиций Русского музея последних лет называлась знаково - "Время собирать". Свидетельство тому - две проходящие в корпусе Бенуа выставки: Мстислав Добужинский "Старая Литва" и "Американские художники из российской империи".

    Российскому любителю искусства превосходно известно творчество Добужинского (1875-1957) петербургского периода, давно ставшее русской классикой, а вот городские виды, созданные Добужинским в период его жизни в Литве с 1924 по 1938 год, в Санкт-Петербурге прежде никогда не экспонировались. Основу представленной выставки с ее более чем 50 работами составляют графические и живописные виды Литвы, которые Литовский фонд (США) приобрел у сына художника Всеволода Добужинского, а потом подарил Литве. Классические виды Вильнюса для выставки любезно предоставил Национальный художественный музей им. М. К. Чюрлёниса.

    Совсем другие настроения и чувства будит выставка "Американские художники из Российской империи". Формально ее можно назвать даже совместной, поскольку в экспозиции присутствуют две работы из российских музеев: "Портрет Д. Бурлюка" Николая Фешина (ГРМ) и "Феномены" активно входящего в моду русского сюрреалиста Павла Челищева (ГТГ). Всего экспозиция включает около 100 произведений живописцев и скульпторов, уехавших за океан до конца 1930-х годов, из 40 музеев, галерей и частных коллекций США, большая часть которых демонстрируется в России впервые.

    Художественные связи Америки и России зародились еще в XIX веке, в начале же ХХ века "исход" художников из России в Америку превратился в настоящее движение. Первыми - еще до революции - двинулись евреи, спасаясь от притеснений и погромов, 1917 год расширил и усилил эмиграционную волну. В Америке оказывались и сложившиеся художники с именами, со своей рисовальной и живописной культурой, темами и стилем, и начинающие, и приехавшие с родителями совсем в нежном возрасте.

    По-разному складывались на новом месте их творчество и судьбы. Кто-то так и не сумел отойти от сугубо русской тематики (Б Григорьев, С.Судейкин), активно войти в американскую художественную жизнь. Кто-то, социально и художественно более пластичный (Д.Бурлюк), напротив, влился в нее самым естественным образом, обращаясь к актуальным проблемам окружающей жизни ("Город безработных", 1933). Интерес к русским художникам, принесшим с собой богатый опыт русской художественной жизни конца XIX - начала ХХ века, к тому же находившимся в статусе изгнанников, продержался не слишком долго. На плаву остались художники, в творчестве которых преобладал европейский художественный опыт.

    Тем не менее экспозиция старается познакомить российского зрителя со всем спектром "русских американцев" ХХ века.

    Имена, ставшие легендами американского искусства ХХ века и совершенно не известные нашему зрителю, такие как Джон Грэхем (Иван Домбровский), Арчил Горки (Адоян Возданик-Анук), Макс Вебер, Бен Шану, братья Сойеры, Питер Блюм и Луис Лозовик - все они не только представлены на выставке, но и занимают достойное место в обширном каталоге, по традиции выпущенном ГРМ как раз к открытию экспозиции.

    Выставка "Американские художники из Российской империи" с огромным успехом уже прошла в университете Оклахомы в Нормане. После завершения показа выставки в ГРМ и Третьяковской галерее ее вновь отвезут в Америку, где на очереди стоит Музей искусства в Сан-Диего.

    Поделиться