В России появилась очередь, которой прежде не было. В ней стоят люди разных профессий и социального положения, молодые и в возрасте, мужчины и женщины. Это очередь на биржу труда. С каждым днем она удлиняется.
Экономический кризис в официальном его мониторинге выглядит несколько иначе, нежели в свободном наблюдении. Но так, наверное, повсюду - не только в России. В любой стране представители власти стремятся вселить в население оптимизм и внушить ему, что все не так уж плохо. Вот и российские экономические ведомства прогнозируют к концу года численность безработных в пределах 2,8 миллиона человек. Правда, в расчеты заложено лишь количество тех, кто прошел и пройдет регистрацию на бирже труда. Независимые эксперты дают другой прогноз - до 9 миллионов человек, или 12 процентов экономически активного населения. Таково, по их мнению, будет к декабрю общее число безработных. Впрочем, и официальная статистика не обходит своим вниманием полный состав незанятого населения. По данным Росстата, общее число безработных за январь 2009 года выросло на 5,2 процента по сравнению с декабрем 2008 года и на 23,1 процента по сравнению с январем 2008-го и достигло 6,1 миллиона человек, из них официально были зарегистрированы 1,7 миллиона.
Наиболее подверженными кризису оказались отрасли, которые либо были зависимы от своих сырьевых поставок (и столкнулись со снижением цен на экспортную продукцию), либо активно пользовались кредитными ресурсами (их не стало). Это прежде всего металлургия, деревообработка, химическая промышленность, где реальный спад производства исчисляется уже десятками процентов (например, в производстве проката и прокатного оборудования падение достигло 25-30 процентов). Возможно, здесь начнется рецессия даже более резкая, чем сейчас. Значит, будут снижаться зарплаты, пойдет в рост безработица.
Какова вероятность, что ударной волной кризиса сотни тысяч работников этих отраслей будут просто выброшены на улицу? Пока - не столь большая. Предприятия все-таки не идут на прямое сокращение персонала. Потому что понимают не только социальные, но и технологические последствия подобной процедуры. Ведь потом персонал той квалификации, какая им требуется, они не найдут или найдут не скоро. Поэтому снижать издержки сейчас приходится теми же способами, какие практиковались в 90-х годах: понижение зарплаты, сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день, неоплачиваемые отпуска и т.п. Если развитие кризиса пойдет по оптимистическому сценарию, то есть если спад производства не усилится, то такая тактика может выручить. Массовой безработицы в этих отраслях не будет, а будет лишь некоторое, даст бог, не очень чувствительное снижение реальной заработной платы с поправкой на инфляцию. Если же спад начнет прогрессировать не только в нескольких секторах промышленности, а приобретет массовый характер через цепочку межотраслевых связей, тогда этот инструмент уже не сработает и Россия столкнется с полномасштабным кризисом в социальной сфере.
Кто больше всего пострадает от кризиса? Ну, понятное дело, те, кто занят в финансовом секторе. Там уже и сейчас идет резкое сокращение персонала. Но не все компании сообщают об этом на своих корпоративных сайтах. Так что о масштабах "офисной" безработицы можно судить лишь приблизительно. Но дело не только в этом. А в том еще, что практически оказались заморожены потребительские кредиты. По уровню потребительского кредитования Россия и без того колоссально отстает от развитых стран, а теперь еще больше отстанет. С одной стороны, банки повышают проценты, с другой - резко сокращают кредитование. Более того, есть попытки, иногда не очень законные, потребовать вернуть кредит досрочно. Это все неприятно, и вот почему: бурный экономический рост в России, помимо нефти, был связан с потребительским бумом, который стимулировался стремительным развитием кредитования. Приостановка этого процесса ударит по среднему классу, ведь как раз на него была ориентирована вся система кредитования.
Кто почти наверняка потеряет работу? Специалисты по займам, оформители кредитов, аналитики ценных бумаг, брокеры по недвижимости, менеджеры по продажам, менеджеры по развитию... А вот о массовом увольнении учителей, инженеров, врачей вы что-нибудь слышали? И я - нет. Непопулярные профессии сегодня оказались самыми надежными. Что бы там ни происходило с экономикой, каким бы испытаниям она ни подвергалась, а врач будет нужен всегда, учитель - тоже.
Вообще, надо заметить, кризис изменил былые представления о "нужных" и "ненужных" работниках. Когда лопаются проекты по строительству суперэлитного жилья, годами остающегося нераспроданным, когда испускают дух маргинальные печатные издания, созданные неизвестно для кого и зачем, невольно думаешь: может, туда им и дорога? Людей, потерявших работу в результате этой несомненно оздоровительной процедуры, можно пожалеть, но была ли рациональной их занятость?
Что еще подстегивает безработицу, так это страх ее. Всяческих катаклизмов за последние двадцать лет в России было немало. Поэтому в социальной психологии - постоянное ожидание неприятностей. Когда несколько лет подряд все хорошо, люди начинают тревожиться: что-то не так, скоро должен случиться обвал. И это тревожное ощущение становится экономическим фактором, подобно тому как инфляционные ожидания разгоняют инфляцию, а панические предчувствия касательно курсового роста доллара непременно сбываются. Если население не верит в долгосрочную стабильность, то при малейших признаках кризиса этот психологический настрой дает свои плоды.
Табу на слово "кризис" в официальных речах и программах ТВ давно снято. Опубликован правительственный "План действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". Этот план обширен. В нем есть и раздел, посвященный рынку труда и социальной поддержке граждан: "Проведение еженедельного мониторинга увольнения работников. Увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения. Увеличение размера максимальной величины пособия по безработице".
На борьбу с безработицей из федерального бюджета выделено 43 миллиарда рублей. Каждый регион добавит к этой сумме 5 процентов от своей казны. Государственные субсидии должны пойти на организацию общественных работ, временное трудоустройство граждан, создание дополнительных рабочих мест. Регионам вменено в обязанность создать свои программы занятости.
Самое главное из того, что произошло: кризис принципиально изменил расстановку сил на рынке труда. Сегодня этот рынок всецело принадлежит работодателям. Производство падает, появляются лишние руки, и дающий работу теперь - царь и бог. Год назад все было наоборот: производство росло, тут и там требовались квалифицированные специалисты, и наемный работник был хозяином положения.
Анекдот на горячую тему: "В США увеличилось число безработных", - передает из Нью-Йорка наш бывший корреспондент". Россия не унывает. Анекдот - безотказное народное средство от черной меланхолии.