В прошедшие выходные в Тбилиси заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза наставлял грузинскую оппозицию на путь истинный. При этом участники встречи сделали диаметрально противоположные выводы. Что, видимо, входило в планы американского дипломата.
Долгие десятилетия у Грузии не было самостоятельного взгляда на окружающую действительность. Затем пришла независимость, за ней к власти в Тбилиси прорвались несколько волн политиков, как один клявшихся в том, что с советским прошлым покончено раз и навсегда. Теперь, говорили они, Грузию ждет полноценная независимость и истинная демократия.
Прошло еще почти два десятка лет, но воз и ныне там. О какой независимости Грузии может идти речь, когда даже самая непримиримая оппозиция президенту Михаилу Саакашвили ждет отмашки от иностранных дипломатов?
Нетрудно себе представить, с каким воодушевлением лидеры неподконтрольных официальному Тбилиси политических сил шли на встречу с Мэтью Брайза. Было очевидно, что команда экс-президента США Джорджа Буша не даст в обиду свое творение - президента Грузии Михаила Саакашвили. Однако в Вашингтоне уже второй месяц балом правит другая политическая сила. И встреча с заместителем помощника нового госсекретаря США многими оппозиционерами, очевидно, была воспринята как приглашение к открытому разговору о судьбе грузинского президента.
И такой разговор состоялся. Правда вот прямого ответа на конкретный вопрос - можно ли свергнуть Михаила Саакашвили - так и не последовало. Вот почему со встречи грузинские оппозиционеры выходили если не расстроенными, то уж точно дезориентированными.
Американского дипломата тоже можно понять. С одной стороны, ставленник Джорджа Буша явно не вписывается в новую версию внешней политики США от Барака Обамы. Если администрация президента США действительно собирается перезагрузить российско-американские отношения, то Вашингтону среди союзников явно не нужны иностранные политики, которые мечтают о продолжении войны против России на кавказских рубежах. С другой стороны, американские демократы не могут призывать к свержению президента иной страны антиконституционными методами. Даже в приватной беседе.
Вот почему Мэтью Брайза должен был заявить: "Активный диалог между властями Грузии и оппозицией будет содействовать развитию демократии в стране и проведению выборов президента в назначенный срок - в 2013 году". Иными словами, американский дипломат посоветовал оппозиционерам затаиться на целых пять лет. С подобным выводом согласен один из главный оппонентов Саакашвили бывший посол Грузии в ООН, а ныне лидер оппозиционного "Альянса за Грузию" Ираклий Аласания, который сообщил после встречи: "Брайза лишь заявил, что выборы президента Грузии назначены на 2013 год".
Впрочем, это лишь одна версия услышанного от американского дипломата. По словам же экс-спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе, представитель госдепа в разговоре с ней заявил, что "народ Грузии должен сам решать, когда проводить выборы". Иными словами, Брайза дал понять, что Вашингтон готов к смене президента Грузии в любое время, но только демократичным путем.
Между тем
Каким будет ответ Михаила Саакашвили на туманные напутствия грузинской оппозиции со стороны высокопоставленного американского дипломата? Не исключено, что взрыв автомашины у входа в офис молодежного крыла возглавляемой Бурджанадзе партии "Демократическое движение - Единая Грузия", прогремевший за несколько часов до встречи с Брайзой, был недвусмысленным предупреждением.