В ближайшее время минфин должен разработать оперативный механизм финансовой поддержки, которую должны будут оказывать регионы муниципальным образованиям. По крайней мере, такую задачу перед ведомством поставил глава российского кабинета министров Владимир Путин.
В частности, заявил он на прошлой неделе, регионы должны получить возможность более оперативно оказывать финансовую поддержку муниципальным образованиям. Добавив при этом, что эти меры, пояснил он, будут носить временный характер для поддержания макроэкономической стабильности в связи с кризисом.
Итак, региональные чиновники оказались перед сложной задачей: не только выжить самим в условиях падения доходной части бюджетов, но и помочь местным бюджетам. Последние страдают от недобора доходов из-за падения заработной платы и сокращения рабочих мест. Напомним, что в ходе реформы межбюджетных отношений местные органы власти получили два, казалось бы, надежных источника дохода казны - налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на недвижимость, который взимается с граждан. Оба надежных источника перестали быть таковыми. НДФЛ, повторим, из-за снижения зарплаты, налог на недвижимость и не показывал особо большой прибавки в местные бюджеты, так как ставка до сих пор рассчитывается не из рыночных показателей, а исходя из оценки БТИ.
Что касается региональной помощи, то пока муниципалитетам на нее особо рассчитывать не приходится. Доходы региональных бюджетов из-за кризиса уменьшаются на одну шестую часть. Цена вопроса, то есть потерь, по предварительным подсчетам минфина, составляет порядка 600-700 миллиардов рублей. Снижение доходной части региональных бюджетов идет за счет сокращения налога на прибыль, то есть сокращение спроса на продукцию толкает за собой снижение выручки предприятий и соответственно их прибыли. И в этой связи регионы сами рассчитывают получить помощь от федерального центра. Она обещана и будет предоставлена, но, как пояснили корреспонденту "Российской бизнес-газеты", никто не намерен восполнить все потери региональных бюджетов средствами федеральной казны. Субъектам помогут лишь частично компенсировать выпадающие доходы.
Когда в прошлом году субъекты РФ принимали свои бюджеты, озираясь на благополучные 2007 и 2008 годы, несмотря на призывы минфина, практически никто не пошел на сокращение расходной части бюджетов на 2009 год. Исключение составили те регионы, которые затянули с принятием бюджета до начала текущего года. Они-то оказались, пояснили в минфине, несколько в лучшем положении, так как изначально урезали многие расходные статьи. Что касается остальных субъектов РФ, то, похоже, они сами рассчитывают на средства местных бюджетов. И, как ни странно, механизм оказания поддержки снизу вверх предусмотрен в Бюджетном кодексе. Итак, в статье 142.2 БК предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный региональными законодателями. Другими словами, если муниципалитетам удастся получить "лишние" доходы, то они автоматически начнут оказывать финансовую поддержку региональным бюджетам.
Ситуация усугубляется еще и тем, что с 1 января вступил в полную силу закон о местном самоуправлении, в результате чего на муниципалитеты свалился вал полномочий, которые они должны подкрепить источниками доходов. А субъекты РФ уже в начале года начали сокращать субсидии местным бюджетам. И хотя они, пояснили в минфине, выполнят свои обязательства по выравниванию бюджетной обеспеченности, другие виды финансовой поддержки будут существенно урезаны. Причем, отмечают в минфине, у местных властей проблем намного меньше, чем у регионов. Источники доходов хоть и сократятся, но не намного. По оценкам минфина, снижение НДФЛ составит не более 5-10 процентов. А от налога на недвижимость местные бюджеты и вовсе не понесут никаких потерь. Так что ситуация с доходами на местах, несмотря на кризис, надеются на Ильинке, будет все-таки лучше, нежели на региональном уровне.
Между тем
Ныне ситуация складывается таким образом, что регионы не только могут получать помощь из федерального центра, но сами оказывать ее. Напомним, в конце прошлого года правительство приняло постановление, согласно которому субъекты РФ могут предоставлять субсидии федеральному бюджету на разного рода программы, относящиеся к компетенции федеральных органов власти. Примечательно то, что эта операция была проделана в разгар кризиса ликвидности на российском финансовом рынке. То есть в то время, когда финансовые ресурсы, выделяемые центром, должны как можно быстрее попасть в регионы, конкретным банкам и предприятиям. Так что кризис сумел перевернуть привычные представления о российских межбюджетных отношениях, в которых сегодня запутались все: кто, когда, в какой последовательности и при каких обстоятельствах должен помогать.