Все, что оставляет нас живыми, может сделать нас сильнее. Главное - сделать правильные выводы. Попробуем сформулировать ряд уроков кризиса.
Первый. Россия стала частью мировой экономики вообще и финансовой системы в частности. Глобальная неопределенность распространяется и на нас. Такого огромного количества денег, как было раньше, в ближайшие годы уже не будет. Многие вещи наконец обретут свою реальную цену.
Второй. В кризис становится понятно, как на самом деле работает экономика. Периоды подъема быстро создают у всех участников рынка эйфорию: рост неизбежен, в хозяйстве все просто и ясно. Бери больше, кидай дальше, пока летит - отдыхаешь. Это гарантирует рост рынков, прибылей и потребления. В кризис на поверхность выходят скрытые до поры факторы и закономерности, которые неуклонно подтачивали подъем.
Третий. Хочется верить, что государство ощутило необходимость изменения отношения к бизнесу. Суть экономического поведения государства в 2000-е гг.: взять у бизнеса как можно больше "сверхдоходов" и кормить бюджетников. Так же вело себя государство и с активами, принадлежащими бизнесу: госкорпорации вместо строительства новых мощностей принялись забирать их у бизнеса. Возможно, теперь государство увидело: до бесконечности доить бизнес нельзя.
Четвертый. Кризис подтолкнул множество давно назревших решений: сокращение издержек, оптимизацию зарплат, сокращение неэффективного персонала, робкие движения в сторону снижения налогового бремени с бизнеса. Если это так на самом деле, то оно и неплохо. В этом - залог последующего развития.
Пятый. Необходимость модернизации модели развития российской экономики и управления отечественными хозяйственными процессами. Ясно, что модель управления российской экономикой исчерпана. Тогда надо обсуждать и как следует модернизировать политику государства. Это работа не быстрая, но, к сожалению, власть пока, кажется, не расположена к ней даже и приступать.
Шестой. Есть проблемы во множестве сфер, где необходимо широкое общественное обсуждение: выбор путей дальнейшего развития страны, необходимость создания дружественной бизнесу среды, постановка чиновников под контроль общества и многое другое. Обсуждение, готовность к компромиссам и, как следствие, консолидация элит будет отличать те страны, кто успешно пройдет кризис.
Седьмой. Плохие условия для бизнеса не компенсируются счастливой внешней конъюнктурой. Без совершенствования делового климата можно сделать короткий рывок, однако невозможно устойчивое развитие. Улучшить условия развития трудно, но стремиться к этому надо. Другого пути нет. Восьмой. Экономические закономерности действуют четко. Годом раньше, годом позже должны были возникнуть проблемы, связанные с фундаментальными обстоятельствами: высокой зарплатоемкостью российского ВВП, или очень низкой производительностью труда. Вопрос: почему в 2004-2005 гг., когда цена на нефть повысилась сначала до $40, а затем $50 за баррель, это была огромная удача, а снижение цен до этого уровня в конце 2008 г. - огромная проблема? Один из ответов: зарплата в долларах за это время выросла в два с четвертью раза (с $305 в месяц в 2005 г. до $687 2008 г.), а производительность труда - на 21%.
Девятый. В России фактически воссоздается ситуация периода "красных директоров". Особенность этих менеджеров состояла не в коммунистических убеждениях. Они получили широкие права по управлению предприятиями при отсутствии собственников. Государство уже не могло осуществлять контроль, а частный собственник еще не появился. Главное у "красных директоров": наличие фактических прав собственника без ответственности и мотивации собственника. Как показала практика, это очень дорого обходится предприятию и всей экономике. Поэтому необходимо требовать от государства четкого плана реприватизации национализируемых компаний.
Десятый. Мир не изменился. В его основе гибкие технологии и быстрое обновление всех сторон технологической и экономической жизни. Этот мир не приемлет централизованное регулирование и бюрократическое вмешательство в ткань переплетенных интересов. Даже при необходимости более точного госрегулирования финансовых рынков было бы большой ошибкой переносить регулятивную практику в сферу производства. Никто и никогда не заменит энергию миллионов людей, направленную на достижение своего благосостояния и создание преимуществ своим детям и внукам.
Одиннадцатый. Следующий кризис станет следствием огосударствления и государственных финансовых вложений. Увеличение роли государства непременно создаст многочисленные проблемы в будущем. Мы увидим инфляцию, результаты неэффективного хозяйствования и многое другое, что всегда происходит, когда госсектор получает большие ресурсы. Новый кризис будет похож на кризисы 1970-х, вызванные мягкой финансовой политикой и чрезмерным участием государства в экономике. "Все, что может сделать частный сектор, правительство может сделать хуже".
Двенадцатый. Настоящая борьба с коррупцией - вот мощный потенциал развития России. Хорошо, что государство понижает налоги на 1% от ВВП. Но плохо, что бизнес отдает в 10 раз больше на коррупцию. Снижение уровня коррупции хотя бы на четверть даст больший эффект, чем снижение налогов. Двух бед такого масштаба - и коррупция, и кризис - многовато даже для великой страны.
Тринадцатый. Для России важно определиться с целями развития. То ли мы создаем великую энергетическую державу, то ли идем в постиндустриальный прорыв, то ли создаем экономику услуг. Великая сырьевая держава - это неплохо. Но тогда следует четко признать, что наши ориентиры - это Австралия и Бразилия. Если же постиндустриальный прорыв, то цели, управление и риторика должны быть другими. Неразумная риторика о сферах величия не безобидная вещь. Четырнадцатый. Все как потребители хотим покупать на открытых и конкурентных рынках. Как производители все мы хотим, чтобы иностранцам был закрыт единственный рынок - там, где мы производим свой товар/услугу. Защитить нас должны по-любому - пошлинами, господдержкой и т.д. (Каждый же из нас - гордость России и наше все.) Вот сосед пусть конкурирует. Так не бывает. Россия - часть мировой системы, и надо привыкать к конкурентной среде. Иного не дано. Кое-что защищать надо. Поэтому и надо думать о стратегических целях и решениях.
Пятнадцатый. Российский пример и опыт других стран свидетельствуют: кризис может иметь положительный эффект. Но это происходит, если уроки окажутся осознаны не только правительством или экспертами, но и обществом. Усвоение в России уроков 1998 г. многим позволило рационализировать бизнес, оздоровились госфинансы, создались предпосылки для развития экономики. Пришло время учить новые уроки.