17.03.2009 08:00
    Поделиться

    Алексей Кудрин предложил вернуться к верстке однолетнего бюджета

    Перед депутатами стоит сложная задача - в кратчайшие сроки, буквально на этой неделе, внести в Госдуму поправки в Бюджетный кодекс, которые должны будут снять все ограничения по размеру дефицита бюджета. А все из-за того, что правительство без этих поправок не может вносить новый вариант бюджета на 2009 год в Думу. Рассмотреть же бюджетные предложения минфина на Краснопресненской набережной намерены уже в четверг.

    Кризис преподнес еще одно ноу-хау российским финансовым властям - глава российского минфина Алексей Кудрин предложил отказаться от трехлетнего планирования и вновь вернуться к верстке однолетнего бюджета. Возврат к принципу 3-летнего бюджетного планирования может быть осуществлен, начиная с бюджета на 2010-2012 годы. В этой связи минфин предлагает признать утратившим силу федеральный бюджет на 2010-2011 годы, сделав из-за кризиса переходный период. Это связано, пояснил Кудрин, с "глубоким" уменьшением доходов - на 30 процентов в 2009 году и примерно на такую же величину в 2010 и 2011 годах, что требует пересмотра многих программ. Урезать каждую из них нет смысла, гораздо проще заново распределить приоритеты и полномочия с учетом нынешнего кризисного периода. И, скорее всего, отметил глава минфина, уже в августе правительство внесет в Госдуму трехлетний, заново расписанный бюджет.

    Что касается бюджета текущего года, то закрепить и сделать законным увеличение дефицита можно лишь поправив Бюджетный кодекс (БК). Ныне в соответствии с БК лимит по дефициту бюджета установлен на уровне одного процента ВВП. Минфин предложил снять все ограничения по дефициту на срок до четырех лет, то есть до той поры, когда ситуация с доходной частью бюджета не вернется в прежнее русло. Пока же, по предварительным оценкам минфина, дефицит текущего бюджета составит примерно 8 процентов ВВП, в 2010 году дефицит бюджета сократится до пяти процентов ВВП, а в 2011 году - до трех процентов ВВП. Запасов для пополнения дефицита нефтегазовым трансфертом из Резервного фонда хватит в лучшем случае на два с половиной года, в худшем - на два года, констатировал Кудрин. Причем уже в 2011 году России вновь придется брать взаймы на внешних рынках. Все зависит от продолжительности кризиса.

    Отметим, что о столь пессимистичном варианте развития событий российские власти были предупреждены загодя. Еще летом прошлого года в очередном отчете по экономике России эксперты Всемирного банка указывали о перегреве экономики. Темпы экономического роста, отмечали эксперты банка, превысили их долгосрочный тренд, несмотря на ухудшение ситуации в мировой экономике. В 2007 году темпы экономического роста достигли 8,1 процента благодаря высоким ценам на нефть, активному внутреннему спросу и благоприятным базовым макроэкономическим условиям. В первом квартале 2008 года реальный рост ВВП даже ускорился до 8,7 процента.

    Однако совокупность факторов, включающих неослабевающую инфляцию, повышение степени загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, усугубление инфраструктурных ограничений и опережающий рост реальной заработной платы по сравнению с ростом производительности труда, позволяет сделать вывод о перегреве экономики, то есть о том, что совокупный спрос опережает долгосрочные производственные возможности экономики. Снижение инфляции и активизация работы над незавершенными структурными реформами стоят в числе первоочередных задач нового российского правительства.

    Однако сложившаяся внешняя благоприятная конъюнктура в виде высоких цен на товары российского экспорта (нефть, газ, металлы) породила иллюзию процветания. Законодатели требовали увеличения расходов бюджета, изменения макроэкономических параметров, в первую очередь, прогнозной цены на нефть. За что сегодня приходится расплачиваться, не просто прибегая к запасам российской казны, но и к увеличению госдолга. Пока минфин увеличивает программу внутренних заимствований, которые, правда, ныне не пользуются особым спросом.

    Возвращаясь к бюджету, следует отметить, что пакет поправок, который будет рассмотрен в четверг, предполагает приостановить в 2009 году некоторые требования Бюджетного кодекса. Речь, в частности, идет о представлении в составе материалов, вносимых одновременно с проектом закона о федеральном бюджете в Государственную Думу, реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, отчета о реализации долгосрочных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.

    Также законопроект вводит временную меру, обеспечивающую сбалансированность местных бюджетов. Так, в 2009-2012 годах муниципалитеты будут иметь возможность превышать ограничение по предоставлению межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов, которое сейчас составляет не более 10 процентов от общего объема межбюджетных трансфертов муниципалитетам.

    Справка "РБГ"

    По оценке Минэкономразвития России сокращение нефтегазовых доходов по уточненному прогнозу составит около 25 процентов. В то время как в предыдущих годах шел рост нефтегазовых доходов на фоне роста цен на энергоносители. В 2008 году превышение составило 15 процентов, в 2007 году - 23 процента, в 2006 году - 9 процентов. Причем, отмечают в ведомстве, примерно такое же сокращение можно ожидать при аналогичном снижении цен на нефть без проявления кризисных явлений.

    Поделиться