"Молочный" техрегламент действует уже более трех месяцев. Молоко, творог, кефир и сметана из продажи не исчезли. Но и пакетов, брикетов, банок с новой маркировкой в торговых сетях региона пока нет.
Кое-где на упаковках лишь появились наклейки с исправленными сведениями о продуктах. Тем временем многие владельцы частных подворий потеряли возможность продавать молоко и принялись резать скот.
Общий аршин
Три года крупные производители, переработчики и федеральные чиновники не могли решить, каким быть "молочному" техрегламенту. Один за другим проекты браковались Экспертной комиссией Ростехрегулирования. Разногласий была масса, главным оставался вопрос: является ли продукт, восстановленный из порошка, натуральным? Не утихала и дискуссия по поводу того, нужен ли технический регламент в принципе.
Противники нововведения говорили: есть Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевой продукции", государственные стандарты (ГОСТы), которые исчерпывающе регламентируют производство и переработку молока на всех стадиях - от коровы до пакета. Если переработчики будут соблюдать этот закон и в добровольном порядке применять ГОСТы, то техрегламент не потребуется.
Сторонники утверждали: необходимо свести воедино все государственные требования к молоку, а ГОСТы упразднить. Пришло время нового "формата" госконтроля за качеством продукции - взамен безнадежно устаревшего советского.
В итоге Молочный союз России и Роспотребнадзор разработали проект, который устроил и Экспертную комиссию, и правительство, и обе палаты Федерального собрания. О накале страстей и активности лоббистских групп можно судить по тому факту, что слушания в Госдуме переносились трижды. 12 июня 2008 года технический регламент был подписан президентом, а 17 декабря вступил в силу.
Отныне молоком может называться только продукт "с массовой долей жира не более девяти процентов", изготовленный из сырого молока и (или) молочных продуктов, подвергнутый термической или другой обработке. Если в нем содержится сухое молоко (неважно, какое: цельное или обезжиренное), он обязан именоваться молочным напитком. Это касается и концентрированного (сгущенного) молока. "Маслице", "сметанка", "творожок" и "йогуртович" отныне не должны быть сливочным маслом, сметаной, творогом и йогуртом. Запрещено использовать слова "молоко" и "масло" как фирменное название. Контроль за соблюдением регламента правительство возложило на Роспотребнадзор и Россельхознадзор.
Аврал после тайм-аута
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко "Об обеспечении применения технического регламента на молоко и молочную продукцию" застало врасплох и тверских чиновников, и производителей, и переработчиков. Изначально предполагалось, что в предоставленный законодателями полугодичный тайм-аут будут утрясены все технические вопросы. То есть приняты подзаконные акты, внесены технические поправки, разработаны и аттестованы методики определения состава молока и молокопродуктов.
Однако случилось другое: в начале зимы участникам "молочной" цепочки пришлось в предельно сжатые сроки переоформлять техдокументацию и сертификаты соответствия на все виды продукции. С 17 декабря старые (ГОСТовские) разрешительные документы автоматически становились недействительными. В итоге "Тверьсертификат" полтора месяца работал в авральном режиме (в регионе только молокозаводов - около четырех десятков). А переработчики и торговцы после названной даты фактически нарушали закон, продолжая выпускать и продавать несертифицированную и не соответствующую техрегламенту продукцию.
Вины производителей и переработчиков здесь не было. Они заблаговременно познакомились с текстом техрегламента и были готовы переоформить документацию по первому требованию… Однако предварительной работы в период с июля по декабрь 2008-го госструктурами проделано не было.
Без объявления
С заменой сертификатов кое-как справились, но возникли другие проблемы. У переработчиков скопились огромные запасы упаковочных материалов со старой маркировкой, напечатанных на много месяцев вперед. По словам замруководителя тверского управления Роспотребнадзора Олега Федорина, его ведомство разрешило в переходный период использовать старую упаковку в том случае, если она снабжена стикерами или наклейками с новой маркировкой.
- Если этого нет, то магазин должен довести новую информацию до потребителя любым удобным способом - с помощью плакатов, объявлений, - сказал Олег Федорин. - Такая обязанность закреплена за продавцом Федеральным законом "О защите прав потребителей".
Корреспондент "РГ" прошелся по продмагам Твери. Ни в одном из них, включая принадлежащие федеральным сетям, молочных пакетов со стикерами или специальных объявлений не нашлось. Причем стикеры, действительно, приходят в торговые точки - вместе с продукцией. Пачками. Молокозаводы, видимо, полагают, что наклеивать их на пакеты должны работники магазинов. Однако те в приватных разговорах объясняют: на это нет ни времени, ни возможности. Да и смысла они не видят: тверские потребители на новшества отреагировали довольно вяло. Упаковки с молоком никто не разглядывает: как и прежде, механически покупают то, к чему привыкли.
- Предприятия уже оформили заказы на изготовление новой тары, - говорит первый замначальника областного сельхоздепартамента Геннадий Животнов. - Но из-за загруженности изготовителей они будут исполнены не ранее второго квартала. А, скорее всего, после. Тогда и произойдет окончательный переход молочных предприятий на использование новых упаковок.
Таким образом, полное соблюдение техрегламента начнется примерно через полгода с момента его вступления в силу. Полгода, которых не хватило на утряску всех технических вопросов.
Всеобщая декларация
Если тверских потребителей радикальные изменения едва задели, то другие участники производственно-торговой цепочки схватились за голову. Глава Оленинского района Олег Дубов считает, что особенно пострадало "первичное звено" - молочные фермы и крестьянские хозяйства:
- Технический регламент больнее всего ударил именно по ним. К примеру, статьей 29 введено декларирование молочной продукции. За получение декларации и связанные с этим лабораторные исследования производитель должен выложить 20 тысяч рублей. Для многих фермеров это проблема, а у владельцев личных крестьянских хозяйств таких денег нет. При этом вся работа по выдаче молочной декларации сводится к переоформлению бумаг с ГОСТа на технический регламент.
Молокозаводы стали заключать с поставщиками кабальные договоры - снижать закупочные цены. В этом году они составляют 8 рублей за килограмм (в 2008-м - 13). Впрочем, предприятиям необходимо "отбивать" немалые затраты на переоформление документов, новую упаковку, стикеры… Тем более что своевременное оформление деклараций затруднялось территориальной удаленностью органов, уполномоченных проводить испытания сырого молока и регистрацию документов.
Хозяйства попали в полную зависимость от переработчиков, ведь без договора по закону невозможно получить декларацию. В результате селяне попросту лишились возможности продавать молоко. Я опасаюсь, что так и будет: переработчикам значительно проще и дешевле закупать сухое молоко. А владельцы частных подворий уже начинают резать скот, - говорит Олег Дубов.
Молоко высшего сорта теперь принимается как первого - по более дешевой цене. Многие связывают это с тем, что заводы, которые не способны выполнить жесткие требования технического регламента и опасаются проблем со сбытом, искусственно занижают закупочные цены и ограничивают сбор молока от ферм и хозяйств. В условиях экономического кризиса это может привести к резкому росту доли продукции, изготовленной из ввозного сухого сырья.
Ситуация настолько неоднозначна, что "перегибы" и "недоработки" обсуждались на собрании депутатов всех представительных органов власти региона и совещании крупных производителей и переработчиков молока, которое провело под Тверью министерство сельского хозяйства. Если депутаты ограничились "выпусканием пара", то промышленники искали пути решения проблем.
Тверской губернатор Дмитрий Зеленин заявил, что в отдаленных точках за счет средств бюджета будут оборудованы межрайонные пункты приема молока, управлять которыми будут частные хозяйства. Алексей Гордеев признал, что цена на сырое молоко "не покрывает расходов на его производство". "Государство поэтапно решает проблему, понимая все трудности и нюансы", - заявил он.