Правительство окончательно определилось с регулятором алкогольного рынка. Оно утвердило положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). И назначило главу ведомства. Им стал руководитель "Росспиртпрома" Игорь Чуян. У главы этой службы будет пять заместителей, а в структуре центрального аппарата - до девяти управлений по основным направлениям деятельности службы.
По положению Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Служба будет правопреемником минсельхоза, министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства спирта и алкогольной продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений. Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы установлена в количестве 300 единиц и ее территориальных органов - в количестве 642 единиц. Все эти чиновники до 1 октября 2009 года должны подготовить предложения по внесению изменений в законодательство в целях оптимизации исполнения государственных полномочий в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Комментируя указ президента о создании службы, председатель Совета Федерации Сергей Миронов дал понять, что сам он выступает за введение государственной монополии на рынке алкогольной продукции: "Надеюсь, что создание Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - первый шаг в установлении госмонополии на рынке алкогольной продукции, за введение которой я всегда выступал". По мнению Миронова, госмонополия на алкоголь - единственная возможность навести порядок на этом рынке и контролировать действия поставщиков и производителей алкоголя. Представители рынка на появление нового контролирующего органа реагируют спокойно, считая, что его создание госмонополией не обернется.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что создание регулирующего органа - процесс обнадеживающий для алкогольного бизнеса.
- Мы надеемся на более эффективное административное и экономическое регулирование рынка, - говорит он. - И для государства есть реальная возможность повысить доходную часть бюджета за счет сокращения нелегального и развития легального алкогольных рынков. Кому-то кажется слишком большим количество новых чиновников - 1000 человек. Но на 90 субъектов Федерации условно придется всего по 8 человек в среднем на регион. В каждом регионе: 3-10 алкогольных производств; 20-40 оптовых компаний; 4000-7000 магазинов.
По мнению Вадима Дробиза, сопоставление этих цифр приведет к печальным результатам. Чиновников все равно физически не хватит. Но даже в этом случае затраты на службу могут составить не более 3 миллиардов рублей в год, а дополнительный вклад в бюджет от ее деятельности может быть на уровне 50 миллиардов рублей в год за счет снижения теневого рынка спирта и водки (они составляют до 45 процентов сегодня).
Вадим Дробиз уверен, что в условиях создания новой службы резко возрастет потребность в продолжении работы над ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системой); у нее должен появиться в лице службы заинтересованный пользователь. Алкогольная статистика государства крайне недостоверна.
- Некоторые эксперты предрекают следующий шаг государства - введение госмонополии (ГМП), - говорит Дробиз. - В условиях кризиса на это государство не пойдет: слишком хлопотное это дело и не до того сейчас. Форм ГМП может быть много, но наиболее вероятными могли бы стать две: переход алкогольной собственности в полную государственную собственность или создание частно-государственных компаний с контрольным пакетом акций у государства. В условиях кризиса это фактически будет означать, что государство "повесило" на себя отрасль, которая ранее давала один процент в бюджет от налоговых поступлений, а теперь, в условиях кризиса, - не более 2,5 процента. При государственном владении алкогольной отраслью она, скорее всего, станет просто убыточной. Работу алкогольной отрасли сегодня обеспечивают около 600 заводов, около 100 компаний-импортеров, около 2500 оптово-дистрибьюторских компаний по всей России со своей системой логистики и т.д., более 200 000 торговых точек по всей России. Судите сами, способно ли сегодняшнее государство, не имеющее опыта реального руководства (а не регулирования), справиться с таким хозяйством в ранге "хозяина"? Конечно, нет. Никакая федеральная служба в этом не помощник. У государства сегодня две задачи на нашем рынке: экономическая (максимальный сбор "белых" и "черных" денег в государственных интересах, для чего с помощью службы государство должно полностью перенаправить эти потоки в сторону государственного кармана). Вторая задача - общественная, антиалкогольная (попытаться не дать в кризис впасть народу в беспробудное пьянство). Можно сегодня продолжать рассуждать о государственной алкогольной политике, но главной задачей службы будет первая. Сегодня мало что в политическом плане будет зависеть от службы, всю политику ей "нарисуют" свыше. Но даже в этой ситуации остаются вопросы: что будет с легальным рынком водки и до какой степени он должен сократить свое производство, чтобы стало ясно - его тоже надо спасать? В ближайшее время должно резко возрасти потребление не только нелегальной водки, но и домашних, и технических спиртосодержащих жидкостей. А это чревато катастрофическими последствиями.