Появится ли возможность заключать мировые соглашения по налогам в делах о банкротстве, предстоит решить депутатам на этой неделе. Принять соответствующий законопроект под названием "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" Госдуме с первого раза не удалось. Пройдя первое чтение, поправки забуксовали на три года. Потребовался финансовый кризис, чтобы появилась возможность получения отсрочки и рассрочки по налоговым платежам.
Помимо этого минэкономразвития готовит новый блок в законодательство о банкротстве. О налоговых инициативах и других готовящихся изменениях "Российской бизнес-газете" рассказал заместитель директора департамента корпоративного управления министерства экономического развития Дмитрий Скрипичников.
- Расскажите, пожалуйста, о поправках в закон о банкротстве, рассматриваемых сейчас Госдумой.
- В Госдуме находится целый ряд проектов. Это два законопроекта, которые реализуются в соответствии с планом действий по оздоровлению ситуации в отдельных секторах экономики, и касаются они особенностей банкротства финансовых организаций. Точнее, правильно говорить не процедура банкротства, а процедура, применяемая в деле о банкротстве. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве, есть реабилитационные, есть ликвидационные. И мы эту терминологическую вещь поменяли сознательно.
Эти законы детализируют процедуру, применяемую в деле о банкротстве финансовых организаций. Большой блок связан с защитой финансов клиентов, особенно физических лиц. Имеются в виду меры контроля: предупредительного контроля и последующего контроля за неплатежеспособными финансовыми организациями. Еще один блок касается страховых организаций, в частности, предусматриваются новые механизмы, которые обеспечат защиту прав клиентов. Будут использованы механизмы, аналогичные тем, которые сейчас используются агентством по страхованию вкладов в отдельном законе, связанном с восстановлением и реабилитацией банков, путем передачи портфеля активов и пассивов, то есть обязательств перед вкладчиками. То же самое мы предусмотрели для страховых организаций, которые имеют такие портфели.
- Предусмотрено ли повышение ответственности менеджеров за их действия при банкротстве?
- Отдельный законопроект связан с вопросами оспаривания сделок, действий и ответственностью менеджеров за доведение до банкротства и совершение неправильных действий при банкротстве. Это тоже предусмотрено планом действий, утвержденных председателем правительства. Цель, с одной стороны, исключение возможностей для злоупотреблений. С другой стороны - введение ответственности за непринятие руководством своевременных мер для последующего возбуждения дела о банкротстве.
Отдельный законопроект связан с повышением реабилитационной составляющей процедур банкротства. Это правительственный законопроект, внесенный в 2005 году. Поправки устраняют неточности и двусмысленности, связанные с положениями налогового законодательства в рамках дела о банкротстве. В частности, сейчас очень сложно заключить мировое соглашение и провести процедуру финансового оздоровления в случае наличия задолженности по обязательным платежам. Там эта процедура детализируется и регламентируется. Также уточняются отдельные нормы закона, поскольку идет непрерывный процесс совершенствования законодательства о банкротстве. Последний законопроект, принятый в конце года, содержал 270 страниц изменений. Поэтому определенные неточности, которые были выявлены уже после принятия закона, тоже устраняются.
- Эксперты утверждают, что требуется еще отдельный акт, который регулировал бы статус профессионалов (оценщиков, арбитражных управляющих) для нужд налогообложения?
- Это так. Сейчас в Налоговом кодексе этот вопрос детально не прописан. Профессионалы не являются предпринимателями без образования юридического лица. Нужна особая процедура налогового учета, ставок и платежей в социальные фонды. Эти проблемы требуют урегулирования. В связи с чем и готовится законопроект, который регламентирует, как должен облагаться доход оценщиков и арбитражных управляющих, по какой ставке. Поправки решают эти вопросы, чтобы не было проблем с налоговым контролем и неприятностей с налоговыми инспекциями у самих профессионалов.
- Сейчас появились заявления о том, что нужно поменять закон о банкротстве в связи с кризисом. Ваше мнение?
- Мы не останавливаемся на достигнутом, на уже разработанных инициативах. У нас есть ряд поручений от правительства. Кроме того, мы намерены урегулировать вопросы, связанные с дополнительными возможностями для должников восстановить свою платежеспособность. Возможно, это будет специальная процедура, альтернативная или заменяющая существующую процедуру финансового оздоровления. Эта процедура практически не применяется. Мало чем отличаясь от процедуры внешнего управления, процедура финансового оздоровления при этом предполагает иной механизм управления и не очень интересна кредиторам по большей части потому, что при внешнем управлении меньше полномочий у руководства. Но если эту процедуру реализовать на других принципах, с тем чтобы ее можно было ввести своевременно, то тогда она может играть другую роль в практике. Вводиться она будет по заявлению должника, для того чтобы урегулировать проблемы с кредиторами с участием арбитражного управляющего, но с несколько иным набором полномочий.
Другой блок проблем, который нам предстоит решать, связан с банкротством в рамках группы компаний, когда есть головная компания, много перекрестных владений.
Кроме того, сейчас могут возникнуть много вопросов, связанных с глобализацией, которая не обошла стороной и Россию. Я говорю о проблеме трансграничного банкротства. Когда банкротится компания из США с активами, которые находятся здесь, по каким процедурам это должно идти? Также предстоит прописать процедуру банкротств лиц, имеющих активы за рубежом, с тем чтобы не было возможности растащить конкурсную массу или вывести из-под российской юрисдикции.
- Что изменилось в работе арбитражных управляющих с принятием нового закона о банкротстве?
- Основные новеллы касаются вознаграждения и расходов арбитражных управляющих, которые мы регламентировали, а также статуса арбитражного управляющего, процедуры выбора арбитражного управляющего рядом кредиторов и конкретным кредитором. Мы пошли дальше по повышению профессионализма конкретных арбитражных управляющих, изменили процедуру. Если раньше кредиторы выбирали СРО, а потом уже конкретного управляющего, то сейчас кредитор сможет выбирать и конкретное лицо.
Конечно, арбитражных управляющих больше всего интересуют вознаграждение и расходы в делах банкротства, потому что мы кардинальным образом изменили порядок, ввели систему мотивации, связанную с усилением значения конкретных результатов, то есть реабилитации должников. А в случае невозможности реабилитации - максимизации конкурсной массы при продаже имущества.