17.03.2009 02:00
    Поделиться

    Бизнес озабочен падением спроса на свою продукцию и услуги

    Бизнес надеется на сокращение издержек

    Результаты февральского мониторинга состояния малого и среднего бизнеса, проводимого организацией "ОПОРА России" совместно с консалтинговой компанией "Бауман Инновейшн", показывают, что сегодня компании более всего озабочены падением спроса на свою продукцию и услуги. Собственно в феврале, как следует из данных исследования, падение спроса на продукцию еще не затронуло большинство компаний-респондентов. Такое снижение в ответе на прямо поставленный вопрос отметили 33,6% респондентов. Однако при предложении ранжировать "узкие места" для бизнеса по степени значимости именно эта проблема - падение спроса - подавляющим большинством компаний этого сегмента расценивается как главная для бизнеса.

    Интересно, что ослабление рубля и инфляция в малом и среднем бизнесе не воспринимаются как новое преимущество для российского бизнеса. Этот фактор оценивается значимой частью компаний выборки не как возможность для существенного роста импортозамещающего производства, но и как негативно влияющий на совокупный спрос.

    Свои возможности адаптироваться к этой ситуации значительная часть респондентов оценивают как невысокие. Более 40% компаний ожидают ухудшения состояния своего бизнеса, при этом четверть и нынешнее состояние оценивают негативно.

    На сегодняшний день для более половины респондентов основной антикризисной мерой является сокращение издержек, не связанных с расходами на зар-плату. Остроту проблеме издер жек добавляет и рост цен на продукцию и услуги поставщиков. Эту тенденцию отмечают 46,9% опрошенных компаний. Таким образом, значительная часть компаний в этом сегменте бизнеса фактически не имеет возможности реагировать на снижение спроса снижением цен на свою собственную продукцию и услуги. И это предположение подтверждается данными ответов на иные пункты в опросе, которые показывают, что лишь 11% компаний планируют снижение цен.

    Еще одним фактором, препятствующим снижению цен, становится растущая задолженность в расчетах с покупателями. Увеличение объема просроченных платежей со стороны покупателей продуктов и услуг за последние два месяца отмечают 39,1% респондентов.

    Опросы показали и позитивные эффекты, связанные с кризисными явлениями.

    Некоторые традиционные для малого и среднего бизнеса проблемы становятся менее острыми, хотя, очевидно, и не теряют своей актуальности вовсе. Так, большинство опрошенных отмечают, с одной стороны, что недвижимость в целом становится более доступной, но, с другой стороны, они по-прежнему испытывают сложности с подбором подходящего помещения для бизнеса.

    Исключительно серьезная для предприятий кадровая проблема смягчается; найти людей необходимой квалификации и опыта для компаний среднего и малого бизнеса становится проще. Но и значение этого фактора не стоит переоценивать, он вполне может быть временным. Ведь при изменении конъюнктуры наиболее востребованные категории работников обычно быстро покидают этот сегмент бизнеса для более высокооплачиваемой работы в крупных компаниях.

    В последние два месяца более половины компаний ощущают сильную конкуренцию. Для трети компаний интенсивность конкуренции за последние месяцы выросла, причем оценили рост конкуренции как существенный 10,5% опрошенных.

    А вот как ранжированы ответы на вопрос об основных приоритетах бизнеса на ближайший месяц. Абсолютное большинство компаний, как уже отмечалось выше, нацелены на снижение издержек, которое лишь 16% опрошенных связывают с сокращением затрат на персонал. Второе место среди мер антикризисного реагирования занимает привлечение дополнительных финансовых ресурсов, далее по шкале убывания количества ответов следуют изменение ассортимента продукции и переориентация бизнеса. Последние в рейтинге наиболее приоритетных задач - снижение объема выпуска и продажа бизнеса. Невысокий рейтинг последних ответов можно, вероятно, считать в целом позитивным настроем малого и среднего бизнеса - нацеленностью на борьбу за выживание.

    Поделиться