17.03.2009 02:00
    Поделиться

    Кризис дал импульс развитию электронной торговли

    С июля в России будет отменена планка объема торгов электронного аукциона. Напомним, что сегодня госзаказчик может покупать на электронных торгах товары на сумму до миллиона рублей. Тем самым в правах будут уравнены аукционы "с молотком" и аукционы с компьютером.

    "Если сейчас у нас объем госзакупок составляет порядка трех миллиардов рублей и закупки на электронных аукционах составляют половину этой суммы, то рост с 14 млрд до 750 млрд рублей за два-три года обеспечен, - говорит председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) по электронным торгам и информационному обеспечению госзаказа Антон Емельянов. - Локомотивом всего этого движения стали субъекты Федерации и муниципалитеты. Федеральные структуры также потихоньку подтягиваются к этому процессу. Есть субъекты, которые лидируют по количеству электронных торгов. Это в первую очередь Алтайский край, который около 90% своих закупок осуществляет на электронных аукционах. Весьма активен на рынке и Татарстан. В условиях кризиса заказчики реально задумались об экономии денег. Аукцион как способ, позволяющий достаточно эффективно решать эту задачу, становился все более популярным. Самый красноречивый пример - "Почта России". За прошлый год около 1,5 тысячи аукционов, экономия - 100 млн рублей. С другой стороны, поскольку рынки сужаются, появляется много желающих выставлять свою продукцию на торги. Если в прошлом году мы видели на торгах трех-четырех участников, то сегодня их бывает 6 - 8, а то и 14 - 16".

    Общий оборот российской электронной торговли исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский оценивает в 128,31 млрд рублей (в 2007 году - 95,35 млрд рублей). Объем розничной торговли через Интернет, по его данным, вырос в минувшем году на 35% и достиг 110 млрд рублей. В чем причина такого роста? Исполнительный директор компании "Оборот.ру" Иван Кургузов считает, что кризис заставил людей пересмотреть свои взгляды на интернет-магазины, где товары нередко продаются дешевле, чем у традиционных ретейлеров. По его мнению, интернет-бизнес в наименьшей степени пострадает от кризиса. Свернутся неэффективные формы ведения бизнеса, скованные высокими фиксированными затратами, уходящие "в минус" в результате временного спада спроса и вынужденные сокращать персонал, аренду и т.п. Интернет-магазины же, не связанные такими большими фиксированными затратами, имеют шанс занять их ниши. Никто из владельцев интернет-магазинов не отказался от продвижения из-за кризиса, а даже, напротив, открывают новые виртуальные "точки". Есть, правда, и существенная проблема - закрылся поставщик. Ну, как говорится, свято место пусто не бывает.

    В стране сегодня действует до 50 очень крупных интернет-магазинов и онлайновых подразделений, созданных крупными торговыми компаниями, в основном торгующих бытовой техникой и электроникой. Их оборот может доходить до миллиарда рублей. Именно в этой категории, по мнению Кургузова, отмечается наибольший рост. Если средний рост по розничной торговле составляет более 30%, то по крупным магазинам и онлайновым подразделениям он составил в 2008 году более 100%.

    Следующая категория - это интернет-магазины с оборотом до 100 млн долларов. Сейчас насчитывается до 500 подобных структур. Они, как правило, специализируются на отдельных товарных группах и обладают достаточно широким ассортиментом.

    Еще одна категория - это около двух тысяч магазинов с оборотом до 10 млн рублей в год. Это узкоспециализированные магазины либо отдельные интернет-сервисы небольших компаний.

    По интернет-продажам лидируют книги и DVD. Далее идут бытовая техника и электроника, потом строительные материалы, автотовары. Причем популярность автотоваров очень высокая, а онлайновых магазинов, которые ими торгуют, мало. Хорошо продаются подарки, цветы, парфюмерия особенно в канун праздников. Популярны покупки через Интернет спорттоваров, товаров для детей, одежды.

    В ноябре-декабре 2008 года, когда в обычной торговле все уже стало плохо, прирост в электронной торговле составил 10 - 15%. В этом году, по мнению Ивана Кургузова, рост рынка составит 32%.

    Справка "РБГ"

    В прошлом году объем электронных госзакупок вырос на 44%, составив 14,27 млрд рублей, оборот моментальных платежей увеличился на 36% и составил 536 млрд рублей, оборот электронных платежных систем - более 350 млрд рублей. Объем продаж цифрового контента превысил 3 млрд рублей. Объем продаж электронных билетов составил 24,58 млрд рублей, причем 18,39 млрд пришлось на авиабилеты, 2,82 - на железнодорожные билеты, а 3,37 млрд - на билеты на культурно-развлекательные мероприятия.

    Поделиться