В веймарской Германии и в Америке времен Великой депрессии масштабный избыток рабочей силы гасился при помощи массовых общественных работ, в первую очередь при прокладке дорог. Отсюда знаменитые автобаны Германии и США.
Сейчас во время кризиса правительство отдает приоритет социальным направлениям, и одно из главных - борьба с безработицей. По словам главы минтранса Игоря Левитина, новые стройки в этом году начаты не будут. Но для организации общественных работ "по уходу за дорогами" деньги выделят. Таким образом, будет частично решена проблема занятости в регионах.
В какие транспортные проекты внесут коррективы, что мешает судоходству на Волге - обо этом обозреватель "Российской бизнес-газеты" на "Деловом завтраке" в "РГ" расспросил министра транспорта Игоря Левитина.
- Принято решение о выделении регионам из федерального бюджета 20 миллиардов рублей на приобретение городского транспорта. Игорь Евгеньевич, прокомментируйте, пожалуйста, каким субъектам, на какие виды транспорта и когда поступят деньги?
- Все регионы получат новые транспортные средства. По условиям выделения денег 50 процентов полученных средств должно пойти на закупку собственно общественного транспорта (автобусы, троллейбусы), а 50 процентов - на дорожную и специальную технику: например, для уборки дорог, сбора мусора и т. п. Причем средства будут выделяться в соотношении 70 на 30. Из федеральной казны выделено 20 миллиардов рублей, из региональных бюджетов - еще 10 миллиардов рублей.
Ни один из субъектов Федерации не получил отказ. Регионы, которые согласны с условиями получения средств, подали заявки, которые сейчас мы рассматриваем совместно с минрегионом.
- И когда эти деньги дойдут до получателей?
- Все 20 миллиардов рублей уже заложены в бюджет, поэтому в мае-июне, как только будет заказана техника, финансовые средства поступят в регионы.
- Вы говорили, что часть инфраструктурных проектов в регионах будут "заморожены". Какая судьба уготована международным транспортным проектам, в частности коридору Западная Европа - Россия - Китай, проходящему по территории Татарстана?
- Этот проект будет финансироваться по нашей новой федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Ее реализация начнется с 2010 года.
- Вопрос от нашего читателя из Чувашии: раньше от Чебоксар по Волге можно было на "метеорах" и "ракетах" добраться до ближайших городов - Казани, Нижнего Новгорода и других. Где теперь все эти суда и есть ли надежда, что когда-нибудь водное сообщение в Поволжье возродится?
- Парк этих речных судов давно устарел, с каждым годом их становится все меньше и восстановлению они уже не подлежат. А новые "ракеты" и "метеоры" мы не строим. Остались только большие суда. К сожалению, бизнес пока не проявляет интерес к таким пассажирским перевозкам.
Другая проблема, связанная с регулярным водным сообщением, - это проведение дноуглубительных работ. Необходимо углублять дно Волги в районе Городца Нижегородской области. Сейчас глубина здесь достигает 2,5 метра, поэтому приходится перегружать суда. Мы планируем к 2015 году решить эту проблему, построив низконапорную плотину.
- К примеру, лизинговые компании не смогут помочь с восстановлением парка малых судов?
- Действительно, сейчас ни в одной стране такие вопросы без лизинга не решаются. Министерство транспорта тоже обеими руками за это, остается получить поддержку в минэкономразвития и минфине. Считаем, что с нашей поддержкой Государственная лизинговая компания серьезно продвинется в решении этой задачи.
- А как с обслуживанием судов, технические центры будут строиться?
- Они есть, но пока только для наших? отечественных судов.
- Из-за повышения нашими литовскими и белорусскими соседями платы за проезд по своей территории калининградский транспортный узел остается маловостребованным перевозчиками как из России, так и из стран СНГ. Незамерзающие морские порты остаются недозагруженными. Российским грузовладельцам выгоднее отправлять свои грузы в Европу через Клайпеду, чем через Калининград. Как министерство транспорта собирается решать эту проблему?
- На мой взгляд, наши литовские коллеги ведут себя не совсем корректно по отношению к Калининграду, завышая тариф. Хотя мы договаривались с ними, что даем им возможность выйти в Казахстан и другие страны. Не будем препятствовать транзиту и всегда согласовывать тарифы.
Свои обязательства мы выполняем. Литовские партнеры аргументируют свою позицию недозагруженностью Клайпеды и, по сути, дискриминацией. Вопрос транзита грузов через Калининград необходимо решать только в двустороннем порядке. В ходе работы российско-литовской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, сопредседателем которой я являюсь, этот вопрос постоянно обсуждается. Но продвигается почему-то очень тяжело. Мы обратились по этому вопросу в Еврокомиссию. Если не помогут, будем продумывать ответные меры.
- Будет ли до конца года принята Программа развития калининградского транспортного узла?
- С учетом кризиса сейчас никаких новых программ принимать не будем. Необходимо завершить уже начатые стройки. В Калининграде мы прежде всего должны достроить большое транспортное кольцо, которое пройдет по всему побережью. Эта добротная четырехполосная современная дорога пройдет через аэропорт Храброво, где мы также планируем закончить реконструкцию аэродрома.