Новости

17.03.2009 02:00
Рубрика: Общество

Установка на успех

Конкуренция за студента

По прогнозам Рособразования, подавляющее большинство российских вузов в этом году будут вынуждены сократить стоимость обучения на контрактной основе. Недавно стало известно, что некоторые учреждения образования Франции и Германии планируют предоставлять свои услуги всего за тысячу евро в год. И это объяснимо. В условиях мирового финансового кризиса европейские страны будут бороться за каждого потенциального студента. Кстати, в том числе и за российского. И у нас конкуренция на рынке образовательных услуг в этом году ожидается достаточно серьезной. И не только кризис тому виной. Здесь внес свою лепту демографический вопрос. В этом году школу заканчивают те, кто рожден в 1993-1994 годах - провальных для демографии. Поэтому в вузах не готовятся к массовому наплыву абитуриентов. Скорее, напротив, возможно, где-то их будет не хватать. Отсюда и прогнозы о конкуренции и о снижении стоимости обучения на конт-рактной основе. "Студенты-платники не виноваты в том, что случился кризис", - подобные утверждения в последние месяцы звучат в различных аудиториях, где идут дискуссии о будущем российской высшей школы. Все чаще раздаются голоса, что гарантии государства должны быть непременно. О том, каким это будет сделано способом, разговор отдельный. Возможно, с помощью льгот банкам, отсрочек по выплатам кредитов, дополнительного финансирования вузов, перевода платника на бесплатное отделение или с очного на заочное... Государство продолжает формировать пакет антикризисных мер в сфере высшего образования. Кстати, по словам главы минобрнауки Андрея Фурсенко, даже в нынешние, кризисные времена "бюджетное финансирование вузов уменьшаться не будет". Хотя, по признанию министра, ближайшие 2-3 года будут очень сложными для системы образования.

Всеобуч для бизнеса

Эксперты свидетельствуют: в ведущих мировых школах бизнеса набор слушателей уменьшился на 20-30%. И начался этот процесс вовсе не в последний, кризисный год, а лет пять назад. Причины разные, но одна из основных - глобализация образования. Зачем ехать в США, если открываются свои школы в Китае, Индии, Латинской Америке... У российского бизнес-образования многое еще впереди, ректоры наших школ уверены в блестящих перспективах и говорят: дайте время. Российские учреждения "послевузовского" бизнес-образования, несмотря на финансовый кризис, резкого спада интереса к своим программам не ощутили. В конце марта в некоторых из них стартуют очередные курсы обучения. И в этом нет ничего удивительного. За последние 50 лет мирового опыта было замечено, что, когда экономика идет на спад или выходит в рецессию, то спрос на МBА растет. Кстати, если сравнивать российский, американский и английский типы МВА, нужно иметь в виду следующее. Российские слушатели МВА, как и их британские коллеги, люди более зрелого возраста и профессионального статуса (согласно гостребованиям у нас - не менее двух лет управленческого стажа, на деле - чем больше, тем лучше). В основном предпочитают программы МВА формата part-time (обучение вечером и по выходным). Слушатель американского МВА обязательно будет моложе своих английских и российских коллег и занимается, как правило, на full-time программах (очно).

Программа МВА считается отработанной, если у школы уже состоялось не менее пяти выпусков. Это, по мнению экспертов Лиги МВА, один из основополагающих аспектов при выборе учебного учреждения. В идеале 60-70% преподавателей бизнес-школ должны быть практиками, руководить различными корпорациями или являться их собственниками. И только около 30 процентов могут составлять штатные преподаватели школы, профессура.

Кадровое опережение

Ресурсные центры - новое слово в системе профессионального образования. Они созданы по всей стране для того, чтобы заниматься опережающей подготовкой специалистов в условиях кризиса. Специалистов нового поколения. Исторический опыт подсказывает, что наиболее удачный путь выхода из кризиса для любого государства - прорыв в технологиях, способных привести к повышению производительности труда. А это новые станки, новое оборудование и, конечно, новая квалификация работников. Задача системы образования - сработать с опережением. Отсюда и название - опережающая подготовка. Она направлена на то, чтобы, выходя из кризиса, предприятия имели возможность заполучить в свои штаты качественную рабочую силу нового поколения.

В Национальном фонде подготовки кадров РФ говорят, что переобучение может быть как на платной, так и на бесплатной основе. Последнее гарантировано, если человек пойдет учиться с подачи службы занятости или же по направлению своего предприятия. Заплатить за получение новой специальности из своего кармана придется в том случае, если человек официально не зарегистрирован как безработный. По мнению экспертов, опережающая подготовка - это способ сбалансирования рынка труда, рынка технологий и рынка образования. Сегодня, как никогда, актуальны анализ и изучение перспективных потребностей российской экономики. Необходимо понимать кадровые перспективы рынка и строить грамотные прогнозы на посткризисный период. Между тем задача эта не из легких. Мало кто сейчас до конца понимает, что будет в этот самый период и когда он наступит, какая будет в нем экономика и какие технологии завладеют рынком. Но на вопрос "куда идти?" в правительстве РФ уверенно отвечают - в рынок инноваций, туда, где высокие технологии и классные специалисты новой формации.

Выбор школьника

Во всех российских школах одиннадцатиклассники уже определились с выпускными экзаменами. Заявления с указанием выбранных предметов для ЕГЭ принимались до 1 марта. Итак, свершилось: ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузах. Теперь его результаты одновременно учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в вузы. На всей территории страны, от Курил до Краснодара, на экзаменах будут использоваться однотипные задания и единая шкала оценки. Отказаться от сдачи ЕГЭ нельзя. Привычный экзамен, когда знания оцениваются по пятибалльной системе, теперь имеют возможность сдать только иностранцы и дети с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, для последних возможности образования существенно расширяются с началом этого года. В 30 регионах стартовало новое направление нацпроекта "Образование" "Дистанционное обучение детей-инвалидов". 1 млрд рублей выделило государство для создания региональных центров дистанционного образования, установку в них необходимого программного и учебно-методического обеспечения и подготовку кадров. Компьютер и доступ к Интернету помогут "особенным" детям получить аттестат, а затем и диплом с профессией, востребованной на рынке труда.

И еще одна "общеобразовательная" новость: Минобрнауки РФ готовится обнародовать Национальную образовательную стратегию "Наша новая школа". Ее цель - модернизация и развитие всей системы общего образования страны. С принятием стратегии начнут работать новые принципы проектирования, строительства и формирования материально-технической базы российских школ, школ XXI века - с многофункциональными (и безопасными!) зданиями с обязательной "начинкой" современных образовательных технологий.

Общество Образование