Разговоры о перепроизводстве юристов и экономистов - хит последних лет. По данным экспертов, для нынешних 1,8 миллиона студентов экономфаков и 750 тысяч учащихся юрфаков, мест на рынке труда нет. Кризис отнес эти специальности в разряд невостребованных экономикой и обозначил острейший дефицит специалистов во многих отраслях, в первую очередь в металлургии, энергетике, машиностроении.
"У нас в запасе всего пара лет, - не скрывает озабоченности министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, - надо воспользоваться кризисом и постараться закрепить молодых специалистов на промышленных предприятиях в сфере энергетического машиностроения, авиации и других приоритетных для страны отраслях. Их предприятия страдают от нехватки квалифицированных специалистов".
Не случайно в 2009 году в образовательной сфере основное внимание предполагается уделить программе переподготовки кадров на базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования и созданию сети национальных исследовательских университетов.
Необходимость в массовой переподготовке очевидна. Учебные заведения в последние десятилетия выпускали специалистов вообще, а не квалифицированные кадры узконаправленной специализации. Без чего, собственно, задыхается нынешняя диверсифицированная экономика. В каждом ее секторе нужны люди, обладающие специальными знаниями. При этом профильные министерства пока не очень-то спешат предпринимать какие-либо конкретные шаги по решению кадровой проблемы, реформированию и модернизации подчиненных им образовательных учреждений. Исключение, пожалуй, составляют транспортники, которые несколько лет назад разработали долгосрочную концепцию развития системы профильного образования.
"Актуализацией" своих выпускников решили заняться и в МГТУ им. Н. Э. Баумана. "МГТУ не собирается бездействовать в условиях кризиса: мы проведем анализ, по каким направлениям ощущается нехватка кадров, после чего начнем системную переподготовку специалистов", - заявил ректор университета Игорь Федоров.
По замыслу Министерства образования и науки РФ, основная роль в процессе массовой переподготовки будет отведена специальным ресурсным центрам, которых сегодня в стране уже больше 200, и будут открываться новые. Дать возможность человеку получить новую специальность, переквалифицироваться и опять прийти на рынок труда с большей гарантией трудоустройства - вот спасительная схема, по которой будут работать ресурсные центры. Чему можно научиться? Многие программы направлены на освоение систем автоматизированного управления. К примеру, для работников общественного питания есть программы по освоению современного оборудования и технологий приготовления продукции питания с учетом требований к безопасности готовой продукции. Для преподавателей - программы по формированию модульных программ обучения (междисциплинарных курсов).
Инвестирование в человеческие ресурсы окупается сторицей - сегодня этот принцип актуален как никогда. 57 инновационных вузов, получивших господдержку в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (на общую сумму 30 млрд руб.), сегодня демонстрируют хорошее качества научных исследований и подготовки специалистов.
И вот новая фаза нацпроекта по созданию федеральных и национальных исследовательских университетов. "Даже если там финансирование будет чуть меньше, чем мы ожидали, это все равно нужно делать, потому что через определенное время эти программы будут реанимированы в полном объеме, и мы должны иметь подготовленную инфраструктуру - и правовую, и организационную", - обозначил задачу президент РФ Дмитрий Медведев. Подписанный им Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" вводит в систему Высшей школы этот новый вид учебных заведений - федеральные университеты, а также предоставляет право вузам страны получить статус национальных исследовательских университетов сроком на 10 лет на конкурсной основе. В результате конкурса будет отобрано 10-15 университетов, которые, по словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, "с одной стороны, обеспечат достаточно серьезный уровень исследований внутри Высшей школы, а с другой стороны - позволят создать такую базу для качественной подготовки специалистов в технических областях". Исследовательские университеты получат возможность самостоятельно вырабатывать новые образовательные программы и стандарты. Государство дает им на это свое "добро" и гарантию, что будет поддерживать подготовку специалистов для стратегических отраслей экономики и тех ее сфер, что идут инновационным путем развития. В исследовательских университетах будут аккумулированы лучшие силы квалифицированных преподавателей и исследователей. Это позволит вузам в сжатые сроки выйти на международный уровень по качеству работы. Залогом успеха всех ведущих университетов мира, считают эксперты, является ставка на "звезд" как среди преподавателей, так и среди студентов. Еще один обязательный пункт в деятельности исследовательских университетов - частно-государственное партнерство. Он предполагает целевую подготовку кадров и проведение исследований в интересах промышленности, а также долевое участие государства и бизнеса в осуществлении научно- исследовательской работы.
Создание сети национальных исследовательских университетов достаточно амбициозный проект. На его реализацию в этом году (для поддержки 15 учреждений) бюджетом будет выделено 3 млрд рублей.
"Возможно задействовать еще один механизм повышения качества подготовки современных специалистов, - предлагает ректор РГСУ Василий Жуков, - создать на базе ведущих институтов Российской академии наук и крупных университетов Академические научно-образовательные центры". По инициативе Института социально-политических исследований РАН и Российского государственного социального университета такая работа уже началась.