Иск Лидии Осиповой о незаконном призыве в армию ее сына уже отклонили районный и Верховный суд Мордовии. Но жительница села Сузгарье не сдается, готовит апелляцию и продолжает прятать парня. Тем временем военная прокуратура возбудила против солдата уголовное дело: в послужном списке Владимира Семенова - четыре побега. Каждый раз в этом ему содействовала мать.
- Да, я украла Володю из части. Чтобы спасти его, - признает Лидия Николаевна.- Другого выхода не было...
49-летняя жительница села Сузгарье Рузаевского района Лидия Осипова сыновей от армии не прятала: после того как отдал долг Отечеству старший брат, настал черед Владимира. К 18 годам в медицинской карте призывника значился целый букет серьезных заболеваний. Призывная комиссия вынесла вердикт: "годен к службе с незначительными ограничениями", и 26 мая 2008-го новобранец отбыл в часть, расположенную в Щелковском районе Московской области. Не прошло и месяца, как парень стал жаловаться матери на резкое ухудшение самочувствия: сильные головные боли, кровь из носа... Напуганная женщина приехала и настояла, чтобы Владимира поместили в госпиталь.
- Позже я узнала, что в части сына избивали, - говорит Лидия Николаевна. - Володя по-прежнему плохо себя чувствовал, а его готовили к выписке, ему предстояло вернуться в ту же часть. И тогда я решилась...
Забрав сына из госпиталя, мать направилась с ним в Пензенскую военную прокуратуру. Там с них были взяты объяснения по факту неуставных отношений. Пока надзорные органы занимались проверкой, парня вновь поместили в госпиталь. Там выяснилось, что вдобавок ко всему солдат страдал снохождением и громко разговаривал во сне. Чтобы не мешал спать, по словам Владимира, ночью соседи по палате накрывали его лицо подушкой. Однажды юноша чуть не задохнулся. После этого Лидия Осипова снова увезла сына - на этот раз домой. По приезде обратилась в Рузаевский районный суд с иском о незаконном призыве. После первого же заседания за Владимиром приехали сотрудники военкомата.
- Когда мы приехали в Пензенскую военную прокуратуру, Володю тут же посадили на гаупт вахту, хотя он еще не принял присяги. Я бросилась к заместителю коменданта. Узнав о случившемся, он распорядился исправить ошибку и перевести сына в госпиталь. Но я уже не могла доверять военным... Так, в октябре Владимир опять оказался дома, в Сузгарье. На какое-то время армия забыла о нем. Но в декабре рядовой Семенов снова встал в строй - сотрудники военкомата спохватились и вернули парня в часть.
На первом процессе Лидия Николаевна настаивала на проведении стационарной медицинской экспертизы. Однако суд, руководствуясь заключением почти годичной давности, постановил: в иске отказать. В конце января Лидия Осипова, в четвертый раз забрав Владимира из армии, подала апелляцию в Верховный суд РМ. Однако в начале марта вышестоящая инстанция оставила в силе решение районных служителей Фемиды.
- Призывная комиссия определила Семенову категорию годности Б-4, он сам изъявлял желание служить в армии. Районный суд признал решение о призыве законным. Добавить к этому нечего, - заявил корреспонденту "РГ" рузаевский военком Василий Чичаев.
- Мне сказали, что в случае несогласия с решением призывной комиссии мы могли обжаловать его в течение трех месяцев. Но ведь я год назад даже не знала об этом! - говорит Лидия Николаевна. - Почему суд оставил без внимания то, что перечень заболеваний в заключении приведен не полностью - в медицинской карте сына имеются вырванные листы? Почему не запросили данные из Пензенского военного госпиталя, ведь я ходатайствовала об этом? И даже если на момент призыва сын чувствовал себя более-менее стабильно - разве тот факт, что за время службы он несколько раз попадал в госпиталь, не говорит о том, что его состояние резко ухудшилось? Мы подготовили апелляцию в Президиум Верховного суда. Поеду в Москву, обойду все инстанции, обращусь в Генеральную прокуратуру... Но военным больного сына я больше не отдам.
- Я не эксперт в области медицины, по документам Семенов годен к военной службе, а значит, обязан сейчас находиться в части. Закон должен соблюдаться всеми, - заявил корреспонденту "РГ" подполковник юстиции Василий Платаный. - Я считаю, что ситуация во многом спровоцирована матерью солдата. В личной беседе со мной рядовой Семенов говорил, что желает служить, жалоб на неуставные отношения не предъявлял.
Несмотря на все старания, корреспонденту "РГ" так и не удалось переговорить с самим беглецом. Лидия Николаевна никому не рассказывает, где прячет сына. Срок армейской службы Владимира Семенова истекает в мае. Придется ли ему снова надеть военную форму, сменит ли он ее на робу арестанта (за побег из части ему грозит до пяти лет лишения свободы) или на гражданский костюм - этот вопрос пока остается открытым.
Евгений Фищенко, военный прокурор Пензенского гарнизона:
- У нас заведено три материала по Владимиру Семенову, они касаются его побегов из части. К нам поступало обращение от рядового Семенова по факту неуставных отношений. Но мы не можем даже проверить жалобу и допросить солдата, потому что он постоянно убегает. Лидия Николаевна Осипова считает, что ее сын болен. Но для того чтобы сделать такое заключение, необходимо провести военно-врачебную экспертизу. И чем раньше это будет сделано, тем лучше для него. Даже если в отношении солдата действительно допускались факты насилия, то спустя год доказать это будет просто невозможно. В данной ситуации Семенов действует во вред себе - постоянно убегая из армии, солдат просто "наматывает себе срок"...
Когда верстался номер
После очередного визита в Пензенскую военную прокуратуру Лидия Осипова согласилась привезти сына для снятия показаний по факту неуставных отношений. Самого Владимира обещают повторно освидетельствовать в военном госпитале.