18.03.2009 04:00
    Поделиться

    Сочи может стать одним из самых благоустроенных городов мира

    В "летней столице" готовятся к радикальным изменениям в облике города

    В ближайшие годы главный курорт страны должен стать одним из самых благоустроенных городов мира и подготовиться к проведению зимних Олимпийских игр-2014, которые, как обещают, будут уникальными и эталонными для всего олимпийского движения. О первых шагах на пути к этой цели в интервью корреспонденту "РГ" рассказал исполняющий обязанности главы Сочи Анатолий Пахомов.

    Анатолий Николаевич, какие выгоды и преференции получит город от процесса подготовки к Играм?

    То, что Сочи получил право проведения Олимпиады, не просто повод для гордости. Для жителей города это уникальный шанс для перестройки всего, в значительной степени изношенного, городского хозяйства. Миллиарды рублей направляются не только на строительство самих олимпийских объектов, спортивной инфраструктуры. Благодаря небывалому по объемам финансированию и сам город должен решить застарелые проблемы. Олимпийские игры для Сочи - это возможность полностью модернизировать курортную, инженерную, энергетическую и транспортную инфраструктуру. Это шанс выйти на международный уровень как в плане развития курортно-туристической базы, так и в совершенно новом для нашего города качестве - в качестве спортивного центра мирового масштаба. Благодаря Олимпиаде мы всего за пять лет решим задачи, на которые при иных обстоятельствах потребовались бы десятилетия. Ну и, наконец, Олимпиада - это десятки тысяч высоко оплачиваемых рабочих мест. А это очень важно именно сегодня, когда финансовый кризис стал причиной массовых увольнений и сокращений.

    Наша стратегическая цель - в полной мере воспользоваться имеющимися перспективами, максимально реализовать их во благо города и его жителей. Думаю, эта цель близка каждому сочинцу. И вместе мы обязательно добьемся нужного результата.

    А подготовка к Олимпиаде не помешает развитию курортной сферы? Задача сделать Сочи курортом мирового уровня остается?

    Эта задача остается в числе приоритетных. Мы уже сейчас разворачиваем широкомасштабную рекламную кампанию. Дабы привлечь как можно больше отдыхающих на курорт предстоящим летом, началась работа непосредственно в российских регионах, туда направляются наши представители. Будем активно пользоваться возможностями региональных СМИ: в этом году на рекламу курорта из городского бюджета выделено 40 миллионов рублей, и деньги должны быть израсходованы с максимальной отдачей. Мы уже определили 15 российских регионов, куда поедут наши представители, где будет развернута очень масштабная, я бы даже сказал, многоуровневая работа. Есть договоренности с губернаторами, которые помогут нам наладить отношения с руководителями крупных предприятий и туроператорами на местах. Презентации, пресс-конференции, наружная реклама, видеоролики в электронных СМИ, распространение полиграфической продукции - все это направлено на то, чтобы обеспечить максимальный охват населения.

    Причем мы постараемся сработать "точечно", четко определяя стратегию рекламы по отношению к каждой конкретной целевой аудитории. Но в любом случае и молодым, и пожилым, и людям среднего возраста мы гарантируем хорошее лечение, всевозможные развлечения и качественный отдых. Главное - донести до сознания россиян, что курорт Сочи располагает уникальным спектром возможностей, что каждый наш гость сможет найти здесь себе занятие по вкусу. А олимпийское строительство ведется в местах, весьма удаленных от курортно-развлекательных зон.

    Но надо понимать, что одной рекламой загрузку курорта обеспечить невозможно. Здесь очень много нюансов, например, необходимо поработать с теми же авиаперевозчиками. Мы не можем мириться с ситуацией, когда билет на авиарейс "Москва - Сочи" стоит вдвое дороже, чем на рейс "Москва - Краснодар". Авиаперевозчики извлекают из этого кратковременную прибыль, а курорт проигрывает в долгосрочной перспективе. Но у нас есть планы договориться с авиакомпанией "Скай Экспресс" о снижении стоимости перелетов из других городов в Сочи. Кроме того, уже в нынешнем сезоне мы добьемся снижения стоимости путевок в санатории и пансионаты на 10 процентов.

    Проводя активную рекламную кампанию курорта, мы отдаем себе отчет в том, что любая реклама должна соответствовать действительности. Поэтому уже приступили к благоустройству курортных зон - набережных, парковых зон, объектов показа и пляжей.

    Кстати, о пляжах разговор особый. Недавно вышел закон, предписывающий передачу значительной части пляжных территорий в распоряжение муниципалитетов. Это процедура довольно сложная, но в итоге мы получим возможность самостоятельно устанавливать правила работы главного привлекательного фактора курорта - пляжной полосы. И первым пунктом всех соглашений, которые мы будем подписывать с арендаторами - свободный доступ к пляжу для любого желающего. Никаких турникетов, никакой платы за вход. Плата - только за предоставляемые услуги. Кроме того, в договорах будет отражено, что каждый арендатор обязан выполнить зонирование территории: предусмотреть зону с шезлонгами, лежаками, зонтиками, спортивную, бытовую с боксами-раздевалками и туалетами. И еще, что касается пляжных территорий: принято решение уже к маю сделать открытый доступ на большинство из так называемых ведомственных пляжей, которые сейчас упрятаны за высокими заборами.

    Параллельно разрабатываем сегодня и концепцию благоустройства городских улиц. Каждая улица будет иметь собственное лицо. Это и малые архитектурные формы, освещение, "фирменные" лавочки, урны, газоны.

    В этой связи расскажу о ближайших планах. В мае откроется новый терренкур, вдоль него установим лавочки, беседки. Поставим бесплатный бювет с минеральной водой. А 14 июня планируем провести первый сочинский карнавал. В городе будут установлены цветочные часы. Другие новые городские часы будут показывать не только время, но и указывать количество дней, оставшихся до начала нашей Олимпиады. В городе появится специальный знак, указывающий расстояние до всех столиц зимних Олимпиад.

    А что касается долгосрочной стратегии развития, то она такова. Сочи должен стать круглогодичным курортом, привлекательным и летом, и зимой, и для людей, желающих поправить здоровье, и для любителей спорта. У нас для этого есть все возможности. Лето - это пляжный отдых. Зима - это горнолыжное направление, которое сейчас активно развивается. Спорт - это олимпийские объекты, которые сейчас строятся. А лечение - это уникальные минеральные и сероводородные источники, которые у нас имеются в изобилии. Уверен, такого уникального сочетания благоприятных факторов нет ни на одном другом курорте мира.

    А что делается для того, чтобы Сочи стал безопасным городом для местных жителей и отдыхающих, гостей будущей Олимпиады?

    Сегодня на курорте реализуется программа "Безопасный город". В местах массового скопления людей уже установлено более 300 видеокамер. Ими будут оборудованы и городские пляжи. Как показывает опыт, такая мера в значительной степени снижает уровень мелкой преступности. Увидев на мониторах "картинку" с некой нештатной ситуацией, диспетчер связывается с ближайшим нарядом милиции, который оказывается на месте через считаные минуты. Успевает вовремя и задерживает правонарушителей.

    Сейчас в городе увеличивается и количество пеших патрулей. Здесь помощь милиции оказывают добровольные народные дружины, которые создаются сегодня на каждом предприятии города, казачьи патрули. Конечно, главное направление - улучшение работы всей правоохранительной системы, техническое перевооружение и кадровое пополнение. Мы будем оказывать всяческое содействие МВД в решении задач по подготовке сочинской милиции к особым условиям работы в "олимпийский период".

    Сочинцы часто жалуются на работу городских служб, и вообще на курорте пока хватает проблем, которыми надо заниматься ежедневно...

    У меня есть правило - каждый свой рабочий день я начинаю с обхода городских улиц и заканчиваю встречей с жителями городских микрорайонов или сельских округов. Когда жалоб горожан на работу муниципальной власти станет меньше, тогда и можно будет сказать, что сочинцы стали ощущать положительный эффект нашей работы. Пока мы в самом начале пути. Главное сейчас - не останавливаться и не бояться работы. И тогда все у нас получится.

    А сдвиги уже есть. Сейчас по высоким стандартам в Сочи ремонтируются школы, ведется строительство ряда медицинских учреждений. Скоро заработает программа по ремонту жилого фонда.

    Кстати, до недавнего времени в городе капитально ремонтировались по две школы в год. С нынешнего года число капитально ремонтируемых школ увеличим. Еще одна важная социальная задача - решение проблемы с нехваткой мест в детских дошкольных учреждениях. В Сочи ее решение осложнено тем, что практически невозможно найти подходящую площадку под строительство новых зданий. Поэтому сейчас изучаем возможность возведения пристроек к уже существующим детским садам. Это может дать дополнительно до 500 мест.

    С 2009 года в городе начнет работать и программа строительства жилья для молодых семей. Она прежде всего предназначена для молодых специалистов, работающих в бюджетной сфере. Цена квадратного метра в этом случае будет практически равна себестоимости.

    Вы часто повторяете, что экономический кризис Сочи не страшен. На чем основана такая уверенность?

    Еще один плюс, который нам дает Олимпиада, - сведение к минимуму возможных последствий нынешнего глобального кризиса. Это в первую очередь касается проблемы безработицы. Она для Сочи всегда была актуальной, поскольку многие здравницы сокращали персонал на период "межсезонья", людям приходилось на несколько месяцев уходить в неоплачиваемые отпуска. Теперь со спросом на рабочую силу никаких проблем нет. Вокруг строящихся олимпийских объектов будет разворачиваться целая инфраструктура обслуживания, так что работы хватит на всех.

    На олимпийскую стройку планируется привлечь десятки тысяч иногородних и иностранных рабочих. А значит, необходимо создать мастерские по пошиву и ремонту спецодежды, десятки прачечных, бань, рабочих столовых, парикмахерских и так далее. А если добавить к числу предложений выполнение программ по благоустройству города, то очевидно, что Сочи на ближайшие годы станет настоящим российским центром развития малого и среднего бизнеса.

    Наша задача в данном случае - помочь людям реализовать свои возможности, создать тысячи новых рабочих мест, дать сочинцам возможность достойно зарабатывать.

    Поделиться